toppic
   
[а][б][в][г][д][е] ё [ж][з][и][й][к][л][м][н][о][п][р][с][т][у][ф][х] ц [ч][ш] щ ъ ы ь [э][ю][я]
a b [c] d e f g h i j k [l][m] n o p q r s t u v w x y z
[Иллюстрации]

Тематические статьи / пїЅпїЅ
Магрибинские региональные стили

Магрибинские региональные стили.

Среди ответвлений магрибинского почерка - "региональных стилей" - называются ифрики, кайруанский, андалузский, суданский. "Преобладающие стили письма, употребляемые в коранических школах Хауса, продолжают магрибинскую систему письма... в отметке букв, в диакритических знаках, алфавитном строе, в употреблении арабских цифр и в других чертах магрибинского почерка" (Sabah M.Hassan. "Art and Islamic Literacy among the Hausa of Northern Nigeria ", 1992. - P.123). Но, что касается зрительного восприятия художественных особенностей рукописей Хауса, здесь можно отметить ряд существенных отличий. В магрибинских Коранах - свободнее текстовое пространство, виртуознее графическая игра, утонченнее формы, возникает эффект воздушности, узорчатости; в рукописях Хауса практически приближается к квадратному, плотнее заполнен лист, буквы компактнее и выше, линии жирные, основательные. Исчезает легкость, шрифт утяжеляется, становясь более геометричным.

Орнаментация Коранов Хауса лаконична, состоит из разнообразных ковровых плетений и простой густой цвет при всей своей примитивности придает своеобразие и даже уникальность данной каллиграфической школе. Красота образа, роскошь, как проявления Божественной Благодати, ключ к познанию Истины, уступают место простоте и лаконичности, четкости и ясности. Сакральность текста подчеркивается не украшением, не совершенством художественных методов, не обилием декора, но, напротив, своеобразной декоративной аскезой. Ничто не должно отрывать читателя от основного Текста, от молитвы, от Смысла, даже сам Текст.

См. Каллиграфия в мусульманской Африке.