toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Мечеть

Мечеть

Основное культовое здание для молитвы мусульман. Ар. «масджид» означает «место поклонения». «Масджид-и-джума» «соборная», или «пятничная» мечеть, куда собираются люди на общую молитву в пятницу.

Мечеть «служит также местом для чтения вслух Корана, для публичных проповедей, для преподавания религиозных наук». В мечети нет как такового места, отведенного под святилище, отделенного от основного пространства, предназначенного для молящихся прихожан. Необходимыми атрибутами мечети являются михраб (ниша, указывающая направление на Каабу), минбар (кафедра проповедника), книгохранилище, помещения для ритуальных омовений»*. Минбар располагается справа от михраба, именно с него в пятницу читается молитва.

Основные элементы здания мечети – купол, минарет и окруженный портиками, открытый двор.

Прототипом формы здания мечети, ставшей традиционной для мусульманской культовой архитектуры, послужил дом Пророка Мухаммада в Медине – двор с навесами по периметру, со всех сторон окруженный глинобитными стенами. Характерный пример мечети такого традиционно арабского типа – мечеть Ибн Тулуна в Каире – 876-879 гг. Много других примеров сохранились в Сирии, Месопотамии, в Аравии и в Северной Африке.

Другой тип мечети, возникший в Иране, представляет собой здание с четырьмя айванами. Этот тип сформировался на основе жилого дома, характерного для персидской архитектурной традиции. Подобным образом организовывались пространства не только мечетей, но и медресе и караван-сараи, и даже больницы.

В Оттоманской Турции под влиянием христианской архитектуры, а именно на основе Храма Святой Софии в Константинополе, преобразованной в мечеть, возник третий тип мечети. Примером третьего типа является Сулейманиййа в Стамбуле – 1550-1557 гг.

См. Голубая мечеть Табриза, Мечеть Купол Скалы, Мечеть Ибн Тулуна.  

*Ислам. Краткий справочник. М., Наука, 1983.


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]