toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Возникновение региональных стилей

Возникновение региональных стилей

Иранские и турецкие ремесленники по праву считаются самыми превосходными мастерами в

составлении каллиграфических композиций, которые когда-либо кем-либо были созданы в арабской

графике. В орнаментации особенно сильны художники восточных провинций. Живя в относительно

независимых землях Хурасана и Систана, а также в Иранском Багдаде во времена Буидов,

последние считались наиболее искусными мастерами в области орнаментального письма,

экспертами по части каллиграфических изысков. К тому же, они умело вплетали каллиграфические

надписи в арабесковые узоры. Зачастую именно они были инициаторами разработки новых стилей,

которые впоследствии распространялись в западные области мусульманского мира, где

пользовались широкой популярностью композиции, сочетающие каллиграфию с цветочными мотивами

и геометрическими элементами.

Наряду с отдельными мастерами каллиграфии, сыгравшими важную роль в формировании стилей

письма, не последнее значение имели региональные традиции и период возникновения стиля.

Например, в различные эпохи каллиграфы по-разному срезали кончик калама, использовали тот

или иной тип чернил, ту или иную технику. В свою очередь, и техника откладывала отпечаток на

формировании облика букв. Все играло свою роль – возникали монументальные надписи, надписи,

вырезанные на дереве, декоративные надписи на мебели, в скульптурных рельефах в камне или по

стуку, роспись по керамике, чеканка на металле, сложные композиции в мозаике, иногда

сочетающиеся с фрагментами из кирпича или керамики, рукописные композиции – и буквы этих

надписей приобретали определенные черты в зависимости от свойств того или иного материала и

от способа его обработки. Эпиграфика и рукописи принято дифференцировать как две отдельные

категории письменных памятников, но такой подход не совсем верен. Напротив, примеры на

бумаге, как раз, служили образцами для каллиграфии на других материалах. Маститые каллиграфы

любили показать свое виртуозное владение техникой, перенося рисунки из одного материала на

другой. См. Каллиграфические техники.

В мусульманском искусстве очевидно сильное тяготение к повторяющимся формулам. Своего рода

рефреном или лейтмотивом служит формула Басмала, каллиграфически выписанные эпитеты Аллаха,

Шахада и т.п. Такие формулы встречаются во всех материалах и во всех сферах мусульманского

искусства различных региональных художественных школ.

См. Магрибинские региональные стили, Басмала, Шахада.

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM

Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]