toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Коранистика и каллиграфия

Коранистика и каллиграфия.

Редакции коранического текста и расхождения в чтениях привели уже в ранние века ислама к возникновению первых трудов по грамматике языка и к развитию мусульманской экзегетики. Именно коранические списки дают наиболее полную информацию об эволюции арабской письменности на разных ее этапах (См. Теория трансформации архаичного письма, Алфавит.). Но, в первую очередь, они дают материал для изучения сакрального, «имперского», «иератического» угловатого почерка (См. Династическая принадлежность). Этот почерк в разных исследованиях именуется как куфи, как монументальный почерк и т.д. Проблеме датировки ранних коранических рукописей посвятил отдельное исследование А. Громанн, анализируя фрагмент Корана на папирусе. Он лег в основу атрибуции почерка 1 в.х./7 в.н.э., который раньше именовался как хиджази.

Однако на настоящий момент трудно делать окончательные выводы относительно принципов датировки рукописей и атрибутирования. В каждом утверждении, в каждом исследовании есть определенная доля случайности. Причина кроется в том, что коранические списки проклассифицированы на основании гипотез, и пока не найдено метода точного анализа.

Развитие теорий в науке происходит по цепочке. Достижения предыдущих исследователей принимаются за основу, на которой возникают новые и новые гипотезы. Имена каллиграфов, теории, правила, принципы каллиграфии и, не в последней степени, терминология – все не окончательно, не абсолютная истина. Любой специалист в этой области сталкивается со множеством расхождений в теориях. Тем не менее, литературные положения, и сама терминология, взятая из средневекового словаря копиистов,  в отрыве от источников, от непосредственных произведений каллиграфического искусства, по сути своей являются голой абстракцией.

Несмотря на очевидные трудности, типы почерков можно проследить, исходя из достижений грамматики, поскольку типы букв и орфография являлись особым интересом для мусульманских каллиграфов и ученых уже с 9 века н.э. 

См. сочинения ал-Багдади, Фихрист Ибн ан-Надима (4 в.х./10 в.н.э.), комментарии к древним каллиграфическим почеркам Мухаммада б. ал-Хасана ал-Тури (16 в н.э.).

См. Смежные дисциплины, Палеография, Типология коранического почерка.

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]