toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Насх в Персии

Насх в Персии

 

 

Слово насх в переводе с арабского обозначает «сокращение, аннулирование, отмена». Персидские мастера стали продолжателями стиля, развитого Йакутом ал-Муста‘сими. Некоторые рукописи 5/11 века, выполненные насхом, демонстрируют постепенную эволюцию из куфи, что указывает на преемственность стилей. Самый яркий пример – рукопись, составленная персидским переписчиком по имени Асад-и Туси в 447/1055 году. Эта рукопись представляет собой трактат по фармакологии Абу Мансура Муваффака б. ‘Али ал-Харави под названием «Китаб ал-абнийа ‘ан хака’ик ал-адвийа» (Хранится в Вене).      

 

 

Во времена монголов насх/насхи утрачивает популярность и перестает широко использоваться, однако в период правления династии Тимуридов он снова завоевывает прежние позиции, будучи одним из излюбленных стилей того времени, вплоть до 18-19 века, когда он снова уходит из употребления.

 

 

Основная особенность персидского варианта насха, насхи - то, что до 18 века его легко перепутать с другим каллиграфическим стилей – рихани. Это происходило, во многом из-за одинакового масштаба почерков и практически синхронного использования, поскольку, грубо говоря, в Персии насхи проистекал из рихани, был его преемником.

 

 

Самым знаменитым персидским каллиграфом, работавшем в почерке насхи, был мастер 12/18 века Ахмад Науризи, который сильно изменил этот почерк. Благодаря Науризи насхи приобрел угловатые черты, вертикальные элементы букв приобрели невероятное изящество и утонченность. Этот вариант насхи лег в основу нового регионального стиля под названием наста‘лик.

 

 

Помимо Науризи в этом стиле работали Байсунгур, ‘Абд Аллах Таббах-и Харави (мастер 15 века), Асад Аллах-и Кирмани (15 век), Мухаммад Хади-и Исфахани (дата смерти 1135/1722 г.), Зайн ал-‘Абидин-и Исфахани (дата смерти 1300/1882 г.), Миза Тагир-и (Тахир) Табризи (20 век).

 

 

См. Насх, Единицы измерения, Ибн Мукла, Ибн ал-Бавваб, Геометрические принципы основных стилей.

 

 

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands. 

 

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]