toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Теория трансформации архаичного письма

Теория трансформации архаичного письма

 Появление первой арабской письменности принято условно датировать первым веком хиджры, 7 веком н.э. К этому времени арабский алфавит уже практически сложился, хотя и не окончательно. Этот архаичный почерк, достаточно примитивное письмо, был в ходу в Аравии с момента утверждения исламского государства, еще во времена Мухаммада и первых халифов. Сохранились редкие фрагменты коранических списков, а также письма Мухаммада на пергамене, достоверность которых, однако, не доказана.

 Уже в прото-арабском алфавите наблюдаются ярко-выраженные черты, характерные для классического арабского письма: один и тот же знак мог относиться к двум или трем фонемам, которые впоследствии стали различаться между собой дополнительными знаками, над- или под-строчными, в виде диакритических точек. Для обозначения согласных в дальнейшем стали использовать знак шадда или ташдид. Огласовки появились еще позднее. Форма букв была заимствована из ранних семитских почерков. Орфография возникла чуть позднее - необходимость в огласовании текста назрела к концу 1/7 века. Раннее арабское письмо походило на имитацию сирийского. К сожалению, точно датировать появление алфавита сложно, но все указывает на доисламский период происхождения.

Важные сведения по изучению архаичного арабского почерка можно почерпнуть из нумизматики. Такими памятниками являются являются арабо-сасанидские и арабо-византийские монеты. Остатки лапидарных надписей – эпитафия 31/652 г. на стеле, хранящаяся в Каирском музее, пример такого архаичного алфавита. Историческая надпись 58/677-678 гг. в честь Му‘авийи была найдена в Аравии недалеко от Таифа. Эти материалы дают сведения об алфавите, насчитывавшем 17 элементов, а со связкой лам-алиф – 18. Помимо того, сформировались начальные, срединные, конечные формы и формы для отдельно стоящих букв алфавита. Впоследствии именно эти элементы были усовершенствованы грамматистами в классическом арабском языке, которым пользуются до сих пор.

В надписи Му‘авии использовалась ранняя форма диакритики – не в виде точек, а в виде наклонных штрихов. Такой способ различения букв, одинаковых по написанию, можно датировать тем же временем, что и основной корпус надписи. 

Большая группа арамейских письменностей была распространена по всему Ближнему Востоку. Древние традиционные мусульманские источники указывают на происхождение арабского письма под влиянием легендарных личностей. См. Легенды происхождения. Они также указывают, что прото-арабское письмо стало использоваться на арабских землях  Сирии, Месопотамии, а также в Мекке уже с 6 века н.э.

На основании сравнительного анализа надписей прото-арабского и набатейского арабского письма в течение долгого времени бытовало мнение, что происходила прогрессивная трансформация арабских письменных символов, которые за несколько столетий до этого активно использовались набатейцами Петры. Однако расцвет Набатейского царства пришелся на 2 век н.э., а, как известно, исламское государство возникло только в 7 веке н.э. То есть остается не понятным, что происходило с набатейской письменной традицией с 3-го по 6-й века н.э. Не могла же она исчезнуть с тем, чтобы потом возродиться на исламских землях. Существуют предположения, что набатейское письмо использовалось в этот промежуток времени в христианских арабских царствах Месопотамии, центром которых была Хира. Однако мы не обладаем никакими письменными памятниками, которые могли бы доказать эту теорию. Исследователи предполагают, что архаичный арабский почерк, связный непрерывный курсив, имел схожие черты с сирийским письмом, которое как раз могло быть распространено в Хире и окрестностях.

Таким образом, научная теория состоит в том, что арабское письмо возникло путем трансформации более раннего набатейского письма почерка.

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.

 

 

 

 

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]