toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Угловатый почерк

Угловатый почерк

 

 

Этот почерк по своей природе более приспособлен к орнаментированию, нежели курсивное письмо (хотя в более позднее время курсив также мог орнаментироваться), и сам служит орнаментальным задачам. Он имеет декоративные характеристики и требует тщательного длительного исполнения. Его эстетические качества превалируют над удобством письма. Это письмо приобрело сакральный статус и особенно развивалось, пользуясь широкой популярностью, в Аббасидский период. Это была в эпоху расцвета куфи. От простого куфи мастера приходят к орнаментально обогащенному почерку. Его использование разнообразно – от копий Корана и религиозных текстов до научных трактатов и монументальных надписей. Стили монументального письма, как правило, носили названия династий или регионов, и для каждого был характерен определенный набор украшений.

 

 

Простому куфи было присуще некоторое несоответствии уровней надписи – верхнего (над строкой) и нижнего. В верхней части композиций слишком выделялись пустоты, расположение элементов букв разреженное, а нижняя часть утяжелялась приземистыми связками. В результате, возникло несколько тенденций в каллиграфии: одна из них состояла в использовании пустот верхней части или фона -  в виде украшения пальметтами и т.п., и облегчении элементов нижнего уровня, а другая – в растягивании, либо деформации, изгибе корпуса буквы. Также художники могли придумывать множество разнообразных вариантов цветочных и др. мотивов. Таким образом, стали распространяться «орнаментальные» виды куфического письма. Возникали надписи, в которых буквы куфи выступали на фоне арабесок. Элементы арабескового рисунка могли повторять движение закрученных петель почерка или переплетаться с корпусом букв, всегда дополняя, но не нарушая композиционное расположение фразы.

 

 

Существовали определенные техники орнаментации почерка. Стилизованный орнамент, образующий фестоны и гирлянды из ветвей с листьями или цветками, который вырастает из корпуса буквы или слова, зачастую в месте концовки фразы, или на конце слова, - или в виде геометрического фриза, распускающегося в роскошный узор. Экспериментируя с почерком, каллиграфы стали создавать из букв законченные композиции в виде фигур животных или людей, различных живых существ. Всевозможные манипуляции имели прямое отношение к почерку, который называется куфи, будь то растительный куфи или цветочный, геометрический или антропоморфный куфический фриз. Как уже упоминалось, помимо того, каллиграфы производили различные модификации самого корпуса букв – иногда буквы деформировались вплоть до полной нечитабельности. Это относится к каллиграфическим техникам: к растягиванию букв, вертикальных и горизонтальных элементов, переплетению, изгибам, зубцам, снабженным орнаментальными связками, которые составили многочисленные вариации «плетеного» куфи.

 

 

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.

 

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]