toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Кораническая доска

Кораническая доска

В искусстве исламизированных народов Западной и Северной Африки, и, в большей степени Мали, Нигерии, Судана, Мавритании, вплоть до настоящего времени распространены коранические школы. Важную роль в обучающем процессе в таких традиционных школах играет кораническая доска, которая используется в качестве писчего материала, как прописи, а также служит важным атрибутом мужской инициации, используется в знахарстве, народной магии и свадебных церемониях. На таких досках дети не только осваивают азы каллиграфии, но и штудируют Священный Коран. Учебная доска и рукопись Корана составляют единую традицию материальной культуры Корана. Основные принципы оформления – орнаментация и почерк – характерны как для рукописи, так и для доски.

Например, в Нигерии кораническая доска является главным предметом хаусанского праздника коранической школы саукар фари, представляет собой сертификат об окончании обучения; во время церемонии помолвки мба она выступает как символ мужской инициации и играет соответствующую роль в свадебном ритуале; будучи свадебным подарком, доска вносится женихом в дом, где вешается на стену на почетное место; она используется в народной бытовой магии для приготовления лекарств - в Кано и в окрестностях; ее изображение появляется на нигерийских свадебных тканях, калебасах, в украшении фасадов зданий, в том числе, над входом в мечеть; а также среди ритуальных рисунков в пещерах Марги. Церемония помолвки мба и нигерийский свадебный текстиль переводят кораническую доску из рамок узко мусульманского контекста в область народного ритуала, связанного сугубо с мужской инициацией. Кораническая доска широко применяется в народной магии. В культуре хауса наиболее известным ритуалом такого рода является рубутун ша – «выпивание Слова», или «святая вода».

Очеловечивание доски, ее антропоцентризм – это еще одна черта демонументализации коранической традиции в Западной Африке. Основные признаки антропоцентризма: тело доски символически олицетворяет тело человека (части доски носят те же названия, что и части человеческого тела), на доске встречаются антропоморфные изображения. 

Наследуя рукописную кораническую традицию, доска также имеет уникальные местные черты. Почерк и орнамент коранической доски равнозначны по статусу. На ее поверхности происходит взаимопроникновение двух религиозных миров – «высокого» и «низкого», «официального» и «народного», исламского и ритуально-языческого, классического арабского и диалектального. В регионе Марги в Нигерии изображение коранических досок появляется среди наскальных граффити, связанных с местными религиозными практиками.


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]