toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Михраб

Михраб

В украшении молитвенных плит часто встречается изображение михраба.

Михраб - молитвенная ниша в мечети, указывающая направление молитвы в сторону киблы. В переводе михраб означает «место имама в мечети» или «самое высокое место в мечети». Могильные плиты, начиная с периода раннего ислама и в дальнейшем, часто изображают декор михраба. Иконография михраба сочетает в себе форму христианской апсиды и буддистской ниши, при том, что и тот и другой образ – совершенно чуждые исламской религиозной практике. Поэтому без адекватного теологического обоснования они бы никогда не могли быть заимствованы мусульманами.

Михраб, как архитектурная конструкция, состоит из трех основных элементов – арки, поддерживающих колонн с капителями, и пространства между ними. В плоском ли изображении или в объемном михраб представляет собой дверь или дверной проем. Форма восходит к античному Ближнему Востоку, а именно прототипом михраба был царский балдахин, который использовался во дворцах – платформа с куполом, которая покоится на четырех колоннах. В религиозном контексте это было «святилище», иногда и транспортабельное, под которым размещались предметы культа и были надежно защищены. Традиция подобных купольных «реликвариев» восходит к тентам, распространенным среди семитских народов. Подобные сооружения воздвигались на местах захоронений. Эта древняя восточная традиция позднее была заимствована иудаизмом и христианством. Ориентирование молитвы и богослужения, особенно в иудаизме, получило большую значимость. «Молитвенное ориентирование» было особенно важно в семитской среде и не могло быть случайным выбором. Иудеи поворачивались по направлению к Иерусалиму, и в связи с этим все монотеисты следовали практике иудеев. Однако в ранних синагогах не было ориентира для молящихся, только молитва обращалась к Иерусалиму. Ковчег Завета  не имел постоянного места в здании. Только во втором периоде развития синагогальной архитектуры он получил постоянное местоположение – в апсиде или в нише, ориентированной на Иерусалим. Самая ранняя синагога из известных, с подобной апсидой, была раскопана в Дура Европос, она датируется 3 веком н.э. С более поздних времен до нас дошли примеры, изображающие ковчег в виде мозаики на полу апсиды. Основная часть этих орнаментов включает либо пару либо 2 пары колонн, поддерживающих полукруглую арку, обрамляющую конху, тогда как внизу (под ней) между колонн ковчег представлен как пара дверей, таким образом, символизируя дверной проем, «портал загробной жизни», или «портал смерти». Христианство следовало той же традиции. Ранние храмы ориентировались с востока на запад, вход глядел на восток, а алтарь – на запад. Часто была апсида с хайкалем, кафедрой. Храмы и мартирии в Сирии и Палестине часто венчались крупным куполом, не исходя из функциональных соображений, но скорее в связи со значением, которое придавалось самой форме. Купольная форма с порталом под ним часто изображалась на монетах, начиная с 4 века, а в дальнейшем появилась на могильных плитах. Форма христианской и коптской апсиды была настолько схожа с михрабом, что арабские источники считают эту черту заимствованной из архитектуры христианских церквей.

Форма не могла быть не знакома арабам. Доисламские святилища в Аравии не имели круглого тента, кубы, над идолами или над какими-либо из их останков. То есть предположительно арабы хотели сохранить семитскую традицию, но стремились облечь ее в исламское одеяние, предлагая новую интерпретацию языческой традиции. Пророк Мухаммад использовал первую примитивную мечеть в Медине не только как место совместной молитвы, но и для публичных церемоний, где он принимал делегации и выносил судебные приговоры. Он сидел на своем минбаре, который располагался напротив стены киблы. То есть, в строгом смысле слова, место и было михрабом. После смерти Пророк был похоронен в помещении, соседнем со стеной киблы, таким образом, его могила и стала михрабом, согласуясь с определением михраба как «места захоронения». Элементы украшения могилы Пророка напрямую восходят к иудео-христианскому погребальному искусству.

См. Мукарнас, Минбар.              

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]