toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Материалы для талисманов

Материалы для талисманов

 

 

В качестве материала, на который наносились коранические тексты, могли выступать камни (агат, оникс, сердолик, кристаллический сланец), глина, железо, серебро, медь, тонкие свинцовые листы, перламутровые раковины, аспидный сланец, разнообразные ткани (например, белый муслин), воинские стяги, кашмирское и йеменское сукно, части животных (шкуры нерожденных газелей, верблюжьи кости, бараньи лопатки и шейные позвонки[1]), растения (маслины, инжир, финики, почки), продукты питания (халва, леденцы, хлеб)[2] и т. д.

 

 

Для написания текстов помимо чернил[3] использовались разнообразные жидкости: розовая вода, экстракт шафрана, мёд, соки мяты и белого винограда, жир, дождевая и родниковая вода и т. д.

 

 

Использование того или иного материала регламентировалось не менее тщательно, чем использование различных айатов. Предполагалось, что сам материал обладает определенными магическими свойствами, усиливающими действие надписи. Кроме того, действенность амулета обеспечивалась непоколебимой верой в его силу, а также, в случае, если амулет был подарком, силой доброй воли дарителя[4]. У. Бадж, описывая свою экспедицию на Ближний Восток, говорит о том, что именно действию приобретенных им амулетов, среди которых были и амулет с цитатами из Корана, и агатовые пластинки, содержащие айат ал‑Курси, приписывали его мусульманские спутники успех всего предприятия и благополучное разрешение самых опасных ситуаций. Из чего следует, что мусульманские амулеты, по их мнению, годятся и для христианина[5].

 



[1] В Отделе Восточных рукописей Британского музея хранятся прекрасные образцы таких талисманов. См.: Бадж. Op. cit. — С. 48.

 

[2] Ср., христианские амулеты на недубленой коже, пергаменте, папирусе, камнях и бумаге с выдержками из Священного Писания. См.: Ibid. — С. 19.

 

[3] Например, жители Каира в начале XIX в. предпочитали использование английских или французских чернил, поскольку они глубже проникают в структуру бумаги.

 

[4] Ibid. — C. 15.

 

[5] Ibid. — C. 22‑23.

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]