toppic
   

Тематические статьи / Искусство
Футляры для талисманов

Футляры для талисманов

 

 

Тумары и базубанды — футляры для амулетов, в которых, в частности, могли храниться коранические цитаты и молитвы, написанные на бумаге[1]. Они входят в состав украшений всех мусульманских народов Центральной Азии[2]. Степень их распространения напрямую зависела от степени проникновения ислама в быт и сознание людей. Футляры могут быть самых разнообразных форм — прямоугольные, квадратные, треугольные и цилиндрические. Как правило, они богато украшены чернью или позолотой, инкрустированы камнями. На них могут быть нанесены как стилизованные, так и подлинные арабские надписи[3].

 

 

Тумары носили на шее (бўйин—тумар)[4], на груди (кўкрак—тумар) и под рукой (к*ўлтук—тумар), а также на левом плече[5]. Кроме того, их могли прикреплять к головному убору и одежде. Все приведенные термины тюркского происхождения. Персидское слово базубанд — «браслет», свидетельствует о практике ношения амулета на запястье. Таким футлярам, как правило, придавалась трубчатая форма[6]. Этим же термином мог обозначаться сердолик, с выгравированной на нем каллиграфической надписью[7]. Используемая терминология указывает на два источника проникновения тумаров в Мавераннахр — тюркский и иранский.

 

Эти амулеты носили главным образом женщины (особенно беременные и кормящие) и дети[8], которых тумар был призван охранять от всевозможных болезней, сглаза и разнообразных видов воздействия сил зла. Тумары использовались женщинами для облегчения родов и увеличения числа детей. Они являлись одним из обязательных элементов свадебного костюма, поскольку считалось, что невеста в свадебном наряде особенно подвержена влиянию темных сил.

 

 

По‑видимому, действенность тумаров как амулетов определялась не только наличием в них коранического текста, но и самой их формой и внешним видом, т. к. известны образцы, заполненные мастикой, варом или гипсом, покрытые сверху золотой или серебряной фольгой, а также плоские орнаментированные пластины[9].

 

 

Существует мнение, согласно которому тумары ведут свое происхождение от доисламских футляров, в которые помещались глиняные или деревянные фигурки божков[10]. Д. А. Фахретдинова считает, что первоначально эти футляры играли чисто утилитарную роль игольниц[11].

 



[1] Ранее они были известны под словом bitig, «надпись, письмена». У татар до XIX в. сохранилось название амулетов — бети. См.: Фахретдинова. Op. cit. — C. 53, 141.

 

[2] Такая же практика была распространена и на Кавказе, причем и мусульмане, и христиане в качестве оберега использовали написанные на бумаге молитвы, зашитые в кожу или ткань. Их носили на шее. Мусульмане, когда наступало время первого выхода с младенцем на улицу, брали с собой Коран. См: Пчелинцева Н. Д., Соловьева Л. Т. Амулеты и обереги в детской обрядности народов Кавказа // Лавровские чтения (среднеазиатско‑кавказские). 1998‑1999. — Санкт‑Петербург, 2001. — С. 114.

 

[3] Пример тумара XXII в. с псевдоарабской надписью см.: Фахретдинова. Op. cit. — C. 53.

 

[4] Нашейные тумары узбеков имели цилиндрическую форму. См.: Шаниязов К. Ш., Исмаилов Х. И. Этнографические очерки материальной культуры узбеков конца XIX‑начала XX вв. — Ташкент, 1981. — С. 103.

 

[5] Примеры тумаров всех типов см.: Фахретдинова. Op. cit. — C. 145‑147.

 

[6] Примеры различных базубандов см.: Фахретдинова. Op. cit. — C. 148‑149.

 

[7] Ibid. — C. 149.

 

[8] Однако, описанный Веселовским базубанд принадлежал мужчине. См.: Веселовский. Op. cit. — С. 162.

 

[9] Чвырь. Op. cit. — С. 97.

 

[10] Борозна. Op. cit. — С. 292‑293.

 

[11] Фахретдинова. Op. cit. — С. 53.

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Саджжада]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Михраб]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Сирия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Мир Ислама]
[Архитектура Индии]
[Мечеть]
[Мусульманский город]
[Жилые дома мусульман]
[Труды по арабской каллиграфии]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Трактаты по каллиграфии]
[Макарантар алло]
[Миниатюра]
[Айван]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Медресе]
[Минаи]
[Минарет]
[Минбар]
[Мукарнас]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Пальметта]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Альгамбра]
[Керамика]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]