toppic
   

Тематические статьи / Монументальный стиль
Классификация ранних почерков

Классификация ранних почерков.

 

Монументальный и курсивный типы сакрального письма:

а) Архаичный, или профанный тип – 8-9 вв.

б) Монументальный прото-куфический почерк, или типичный коранический куфи - 8-10 вв. Иными словами, это пропорциональный куфи, каноническое оформление которого В.В. Полосин[1] приписывает Ибн Мукле. (См. Типология коранического почерка.)

в) Подгруппы куфи - начиная с 10 в.:

           1) образованные из прото-куфического а)

           2) образованные из 1), т.е. диалекты.

Cм. Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея. 

Сводная схема определений, которые встречаются в различных исследованиях:

Разновидности архаичного, или профанного типа: до-монументальный (угловатые черты и статичность) и до-курсивный (тенденция к слигованности).

Ибн ан-Надим

 

 

 

 

первописьменности: макки, мадани, басри, куфи. «Алифы почерков макки и мадани имеют поворот руки вправо и удлинение линий, одна из форм которых имеет небольшой наклон».

 

 

 

 

Франсуа Дерош[2]

 

 

 

 

макки и мадани использовались в этих городах еще до возникновения Ислама, и вполне вероятно, что именно в чисто утилитарных целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Аида С.Ариф

 

 

 

 

ранний монументальный почерк: хира-куфический (приближенность к квадратному шрифту, тяжеловесность, короткие линии) и макки – наклонные линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Громанн

 

 

 

 

1) простой, или примитивный куфи, 2) куфи со сложными деталями 3) лиственный или растительный куфи, 4) цветочный куфи, 5) переплетенный куфи, 6) окаймленный куфи, 7) архитектурный куфи, 8) прямоугольный куфи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Различные модификации простого или примитивного куфи.

 

 

 

Набиа Эббот

 

 

 

 

Стили первого века хиджры: 1) протокольный стиль (похож на коранический с монументальными характеристиками, короткие прямые вертикали) - ранний монументальный хира-куфический, «лапидарный куфи».

 

 

 

 

Карабачек

 

 

 

 

2) курсив для документов. Помимо того, для переписки Корана использовался 3) наклонный макки. Ма’илдальнейшее развитие макки, машк – скоропись или «техника растягивания букв», которая использовалась для монументального куфи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Набиа Эббот  

 

 

 

 

Франсуа Дерош

 

 

 

 

Почерк хиджази - сводное название для почерков макки и мадани,  использовался в 1-2 веках хиджры. Надписи Купола Скалы в Иерусалиме датируются 690 годом н.э., законы каллиграфии еще не были установлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.А. Резван[3] делает следующее заключение: «До середины, возможно, конца VIII в. параллельно развивались, претерпевая внутреннюю эволюцию и оказывая взаимовлияния, два типа переписки Корана, генетически связанные с двумя аравийскими культурами и политическими центрами, тяготевшими соответственно к Сирии и Месопотамии (вертикальный формат + почерк хиджази и горизонтальный формат + почерк куфи[4].

Вывод:

Архаичный профанный тип – сакральный: 1)хиджази, 2) макки  и 3) джазм.

Куфи коранический прото-куфи, или пропорциональный «ярко выраженный монументальный куфи» и курсивный куфи.

Основная характеристика монументального почерка – это преобладание горизонтали. Помимо того, зачастую буквы не слиговываются, письмо статично и может быть крупное по масштабу.

Говоря более узко об архаичном типе [а)] арабского сакрального письма, следует выделить три, которые не являются строго монументальными, но поскольку все они используются для коранических рукописей, кажется возможным сохранить название «монументальный» только в значении «сакральный». 1) Первый почерк нельзя называть докуфическим, поскольку развитие почерков происходило одновременно. Франсуа Дерош предлагает термин «почерк хиджази». 2) Макки. 3) Джазм. Кроме этих трех, существовали побочные почерка. Нередко архаичный тип также называют куфическим, поскольку изначально в определение куфи входили любые примеры ранней арабской письменности, и классификация проводилась по временному признаку,  вне зависимости от художественных особенностей и географического происхождения. Однако отличия куфического почерка от архаичного достаточно существенные. Прежде всего, архаичные почерка более курсивны, часто присутствует наклон вертикальных линий вправо, зачастую рукописи не иллюминированы, вариативность форм отдельных букв не оправдана, случайна, и преобладающую роль в почерке играет вертикаль. Нет канона или, словами Полосина, не установлены пропорции.

Несмотря на параллельное использование в коранических рукописях архаичных почерков, именно протоуфи постепенно приобрел статус сакрального почерка (см. в атрибуции фрагментов из Архива Э.Э. Херцфельда Метрополитен Музея «ярко выраженный монументальный куфи») является своего рода «перво-письменностью», которая в дальнейшем под влиянием местных особенностей приобретала все новые и новые формы. Примером такой преемственности является магрибинская традиция каллиграфии в регионах Африки (См. Магрибинские почерка. Магрибинские региональные стили.) и роскошный восточный куфи.

 

© А.С. Гриб.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] В.В.Полосин. Рукописи каллиграфической школы Ибн Муклы (проблема идентификации). ППВ. М., 2004. №1. С. 160-176.

8 Déroche F. The Abbasid Tradition. Qur’ans of the 8th to the 10th centuries A.D.. Nasser D. Khalili Collection of Islamic Art. Vol. 1. Oxford , 1992.

[3] Е.А.Резван. Коран и его толкования. СПб, 2000.

 

[4] Е.А.Резван. C.61.

 

 

 

 

 

 

 


[О почерке Куфи]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Династическая принадлежность]
[Куфи в Персии]
[Угловатый почерк]
[Школы куфического письма]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]