toppic
   

Тематические статьи / Монументальный стиль
Хиджази

Хиджази

 

 

 

Исследуя ранние коранические рукописи из Khalili Collection, Франсуа Дерош делает ряд выводов - почерком хиджази переписывался Коран в 7 веке н.э., и он мог использоваться вплоть до 8 века, поскольку он приобрел невероятный престиж, как почерк, относящийся к периоду ранней исламской истории. То есть его сакральность была исторически обусловлена. Формы букв, которые обнаружены в самых ранних примерах, варьируются от одного фрагмента к другому, однако не ясно, было ли это результатом различий в региональных письменных практиках, как, например, в тех, что разделили Мекканскую и Мединскую, или, скорее, уникальных особенностей, присущих стилю того или иного переписчика. «Набор графических форм ранних рукописей подвергался процессу постепенной стандартизации. Этот процесс, в конечном счете, привел к возникновению Ранне-Аббасидских почерков, но некоторые коранические рукописи, созданные после 7 века, сочетают элементы как хиджази, так и Ранне-Аббасидской традиций… Вполне возможно, что некоторые каллиграфы, работавшие уже в поздних традициях, находились под влиянием престижа более раннего почерка хиджази, и заимствовали отдельные характерные особенности, такие как, например, наклон [почерка]. Орфография рукописей хиджази также претерпела много вариаций»[1]. Вывод Дероша состоит в том, что рукописи, которые он классифицирует как хиджази, не достаточно подробно изучены, чтобы дать полноценную картину развития арабского почерка  7 - начала 8 веков. Историческая роль почерка хиджази или почерков (четырех выделенных Дерошем стилей) «затмилась триумфом Ранне-Аббасидских стилей до такой степени, что Кораны, которые приписываются перу Али или Усмана в поздние века, не были выполнены этим почерком, однако […] в 8 веке сохранялись некоторые особенности эстетики»[2] [хиджази]. В настоящее время невозможно установить, какова была связь между хиджази и Ранне-Аббасидскими почерками, которые также использовался в Коранах вертикального формата.      

 

 

Франсуа Дерош исходит чисто из географической точки зрения. По сути, формулирует определение хиджази, исходя не из общности характеристик почерков, поскольку их различия очевидны на примере четырех стилей. Следовательно, вообще невозможно говорить о существовании канона на раннем периоде исламской истории, этапе становления искусства хиджази, и уж тем более, о развитии впоследствии монументального почерка или курсива из почерка хиджази.

 



[1] Déroche F. P.29.

 

[2] Там же.

 


[О почерке Куфи]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Династическая принадлежность]
[Куфи в Персии]
[Угловатый почерк]
[Школы куфического письма]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]