toppic
   

Тематические статьи / Монументальный стиль
Угловатый почерк

Угловатый почерк

 

 

Этот почерк по своей природе более приспособлен к орнаментированию, нежели курсивное письмо (хотя в более позднее время курсив также мог орнаментироваться), и сам служит орнаментальным задачам. Он имеет декоративные характеристики и требует тщательного длительного исполнения. Его эстетические качества превалируют над удобством письма. Это письмо приобрело сакральный статус и особенно развивалось, пользуясь широкой популярностью, в Аббасидский период. Это была в эпоху расцвета куфи. От простого куфи мастера приходят к орнаментально обогащенному почерку. Его использование разнообразно – от копий Корана и религиозных текстов до научных трактатов и монументальных надписей. Стили монументального письма, как правило, носили названия династий или регионов, и для каждого был характерен определенный набор украшений.

 

 

Простому куфи было присуще некоторое несоответствии уровней надписи – верхнего (над строкой) и нижнего. В верхней части композиций слишком выделялись пустоты, расположение элементов букв разреженное, а нижняя часть утяжелялась приземистыми связками. В результате, возникло несколько тенденций в каллиграфии: одна из них состояла в использовании пустот верхней части или фона -  в виде украшения пальметтами и т.п., и облегчении элементов нижнего уровня, а другая – в растягивании, либо деформации, изгибе корпуса буквы. Также художники могли придумывать множество разнообразных вариантов цветочных и др. мотивов. Таким образом, стали распространяться «орнаментальные» виды куфического письма. Возникали надписи, в которых буквы куфи выступали на фоне арабесок. Элементы арабескового рисунка могли повторять движение закрученных петель почерка или переплетаться с корпусом букв, всегда дополняя, но не нарушая композиционное расположение фразы.

 

 

Существовали определенные техники орнаментации почерка. Стилизованный орнамент, образующий фестоны и гирлянды из ветвей с листьями или цветками, который вырастает из корпуса буквы или слова, зачастую в месте концовки фразы, или на конце слова, - или в виде геометрического фриза, распускающегося в роскошный узор. Экспериментируя с почерком, каллиграфы стали создавать из букв законченные композиции в виде фигур животных или людей, различных живых существ. Всевозможные манипуляции имели прямое отношение к почерку, который называется куфи, будь то растительный куфи или цветочный, геометрический или антропоморфный куфический фриз. Как уже упоминалось, помимо того, каллиграфы производили различные модификации самого корпуса букв – иногда буквы деформировались вплоть до полной нечитабельности. Это относится к каллиграфическим техникам: к растягиванию букв, вертикальных и горизонтальных элементов, переплетению, изгибам, зубцам, снабженным орнаментальными связками, которые составили многочисленные вариации «плетеного» куфи.

 

 

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.

 

 


[О почерке Куфи]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Династическая принадлежность]
[Куфи в Персии]
[Угловатый почерк]
[Школы куфического письма]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]