toppic
   

Тематические статьи / Курсив
Турецкая каллиграфия

Турецкая каллиграфия.

 

Знаменитые каллиграфические стили, известные как «шестерка почерков», аклам ас-ситта, были значительно усовершенствованы благодаря рафинированной математической и пространственной точности, которой сумел добиться и создать самостоятельный турецкий стиль известный мастер Шейх Хамд Аллах (840-926/1436-1520), работавший при дворе султана Мехмеда II и Баезида II. До этого вплоть до захвата Стамбула в 857/1452 году турецкие каллиграфы следовали традиции, начатой Йакутом ал-Муста‘сими. Однако после захвата города возникли новые стили, и постепенно Стамбул превратился в центр каллиграфии.

Турецкие мастера достигли настоящих высот в разработке шести каллиграфических почерках. Возникло даже выражение: «Коран был ниспослан в Мекке, рассказан в Египте и записан в Стамбуле».

«Каллиграфия в османское время дала развитие многим относительно просто читаемым почеркам. Знаменитые каллиграфы Хамидулла, Карахисари и другие развили до совершенства стандартный тип Коранов, переписанных насхом, создали новые монументальные надписи сульсом и мухаккаком. Подобно миниатюрам на отдельных листах появились каллиграфические надписи (цитаты из Корана и высказывания Пророка Мухаммада). Большие листы содержали переписанные разными почерками описания Пророка. Параллельно развивались и очень сложные мелкие почерки (как, например, рика), плотно толпящиеся буквы которых на документах наряду с эстетическим имели и практический смысл. В таком документе невозможно было что-нибудь вставить или изменить. Вершиной каллиграфического ухищрения стали османские тамги — имена султанов, написанные так замысловато, что они превращались в графические символы, похожие на родовые знаки древних тюрков». (М.Б. Пиотровский, Загадка мусульманского искусства. Полный текст статьи См. http://sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?mode=print&story=20050407021057698)

.

 

 

См. Куфи в Турции, Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘, Турецкие стили мухаккак и рихан, Турецкий дивани, Турецкий почерк наста‘лик, Турецкий почерк рика‘, Турецкий почерк та‘лик, Турецкий сийакат, Турецкий стиль джали, Турецкий стиль губар, Турецкий стиль мусанна 

 

 Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands. 

 

 

 

 

 

 

 


[Курсивное письмо]
[Мухаккак]
[Насх в Персии]
[Насх]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Рика‘]
[Рихани]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]