toppic
   

Тематические статьи / Региональные стили
Возникновение региональных стилей

Возникновение региональных стилей

Иранские и турецкие ремесленники по праву считаются самыми превосходными мастерами в

составлении каллиграфических композиций, которые когда-либо кем-либо были созданы в арабской

графике. В орнаментации особенно сильны художники восточных провинций. Живя в относительно

независимых землях Хурасана и Систана, а также в Иранском Багдаде во времена Буидов,

последние считались наиболее искусными мастерами в области орнаментального письма,

экспертами по части каллиграфических изысков. К тому же, они умело вплетали каллиграфические

надписи в арабесковые узоры. Зачастую именно они были инициаторами разработки новых стилей,

которые впоследствии распространялись в западные области мусульманского мира, где

пользовались широкой популярностью композиции, сочетающие каллиграфию с цветочными мотивами

и геометрическими элементами.

Наряду с отдельными мастерами каллиграфии, сыгравшими важную роль в формировании стилей

письма, не последнее значение имели региональные традиции и период возникновения стиля.

Например, в различные эпохи каллиграфы по-разному срезали кончик калама, использовали тот

или иной тип чернил, ту или иную технику. В свою очередь, и техника откладывала отпечаток на

формировании облика букв. Все играло свою роль – возникали монументальные надписи, надписи,

вырезанные на дереве, декоративные надписи на мебели, в скульптурных рельефах в камне или по

стуку, роспись по керамике, чеканка на металле, сложные композиции в мозаике, иногда

сочетающиеся с фрагментами из кирпича или керамики, рукописные композиции – и буквы этих

надписей приобретали определенные черты в зависимости от свойств того или иного материала и

от способа его обработки. Эпиграфика и рукописи принято дифференцировать как две отдельные

категории письменных памятников, но такой подход не совсем верен. Напротив, примеры на

бумаге, как раз, служили образцами для каллиграфии на других материалах. Маститые каллиграфы

любили показать свое виртуозное владение техникой, перенося рисунки из одного материала на

другой. См. Каллиграфические техники.

В мусульманском искусстве очевидно сильное тяготение к повторяющимся формулам. Своего рода

рефреном или лейтмотивом служит формула Басмала, каллиграфически выписанные эпитеты Аллаха,

Шахада и т.п. Такие формулы встречаются во всех материалах и во всех сферах мусульманского

искусства различных региональных художественных школ.

См. Магрибинские региональные стили, Басмала, Шахада.

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM

Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.


[Магрибинские региональные стили]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Судани]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Возникновение региональных стилей]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Кораническая доска]