toppic
   

Тематические статьи / Региональные стили
Насх в Персии

Насх в Персии

 

 

Слово насх в переводе с арабского обозначает «сокращение, аннулирование, отмена». Персидские мастера стали продолжателями стиля, развитого Йакутом ал-Муста‘сими. Некоторые рукописи 5/11 века, выполненные насхом, демонстрируют постепенную эволюцию из куфи, что указывает на преемственность стилей. Самый яркий пример – рукопись, составленная персидским переписчиком по имени Асад-и Туси в 447/1055 году. Эта рукопись представляет собой трактат по фармакологии Абу Мансура Муваффака б. ‘Али ал-Харави под названием «Китаб ал-абнийа ‘ан хака’ик ал-адвийа» (Хранится в Вене).      

 

 

Во времена монголов насх/насхи утрачивает популярность и перестает широко использоваться, однако в период правления династии Тимуридов он снова завоевывает прежние позиции, будучи одним из излюбленных стилей того времени, вплоть до 18-19 века, когда он снова уходит из употребления.

 

 

Основная особенность персидского варианта насха, насхи - то, что до 18 века его легко перепутать с другим каллиграфическим стилей – рихани. Это происходило, во многом из-за одинакового масштаба почерков и практически синхронного использования, поскольку, грубо говоря, в Персии насхи проистекал из рихани, был его преемником.

 

 

Самым знаменитым персидским каллиграфом, работавшем в почерке насхи, был мастер 12/18 века Ахмад Науризи, который сильно изменил этот почерк. Благодаря Науризи насхи приобрел угловатые черты, вертикальные элементы букв приобрели невероятное изящество и утонченность. Этот вариант насхи лег в основу нового регионального стиля под названием наста‘лик.

 

 

Помимо Науризи в этом стиле работали Байсунгур, ‘Абд Аллах Таббах-и Харави (мастер 15 века), Асад Аллах-и Кирмани (15 век), Мухаммад Хади-и Исфахани (дата смерти 1135/1722 г.), Зайн ал-‘Абидин-и Исфахани (дата смерти 1300/1882 г.), Миза Тагир-и (Тахир) Табризи (20 век).

 

 

См. Насх, Единицы измерения, Ибн Мукла, Ибн ал-Бавваб, Геометрические принципы основных стилей.

 

 

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands. 

 

 


[Магрибинские региональные стили]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Судани]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Возникновение региональных стилей]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Кораническая доска]