toppic
   

Тематические статьи / Иконоборчество
К проблеме иконоборчества

К проблеме иконоборчества

«Eikonomachia – иконоломание, eikonoklasmos – иконоборчество. Религиозно-политическое движение в Византии, направленное против написания и почитания икон, имевшее место в 8 – первой половине 9 века».

Обычно различают две стадии византийского иконоборчества: период, характеризующийся наиболее жестокими действиями – начиная со времен Льва Исавра, достигший своего апогея при Константине Копрониме, куда вошел 7 Иконоборческий Собор, преданный анафеме, и завершившийся в пользу иконопочитателей 7 Никейским Собором в 787 году, и второй период – рецидив иконоборчества, ознаменовавший  возвращение исаврийской династии – правлением Льва V (813-820), вновь утвердивший иконоборчество на Соборе в 815 году. Второй период завершился при правлении Св. Феодоры, узаконившей иконопочитание на Константинопольском Соборе 843 года, в память которого был установлен Праздник Торжества Православия. Во второй период в защиту иконопочитателей выступили Св. Федор Студит и Св. патриарх Никифор. Кроме того, на Западе иконоборчество имело дальнейшее развитие – во времена Карла Великого,  когда Франкфуртским Собором не был признан ни один из двух седьмых соборов.

Само явление иконоборчества даже в рамках православной традиции на данный момент не достаточно изучено. И остается много спорных, невыясненных моментов. Авторство текстов иконоборческого содержания далеко не всегда можно точно установить. И даже личность святого Епифания, на которого ссылались как иконопочитатели, так и противники, до сих пор не ясна. Многие считают его творения сфальсифицированными.

Реакцию обеих сторон нельзя трактовать однозначно, но следует учитывать время и ситуацию, заставлявшую высказывать обостренно крайние точки зрения, дабы, утрируя идею, отстоять Истину (что в равной степени относится к обеим сторонам, в целом). Так, зачастую, Иоанн Дамаскин позволяет себе  шокирующие гиперболы.

Хотя проблема идолопоклонства на практике остается актуальной и по сей день, важно только провести грань для определения области допустимых нападок. На каком уровне существует и существовало идолопоклонство? Не на уровне догматики и Учения, не на уровне православного богословия, но, возможно, в практике не сведущего безграмотного мирянина или монаха? Именно на это и не было обращено внимание иконоборцев.

См. Основные течения в иконоборчестве
См. Источники иконоборчества
См. Предпосылки иконоборчества
См. Значение иконоборчества
См. Ислам и иконоборчество



[Иоанн Дамаскин]
[К проблеме иконоборчества]
[Основные течения в иконоборчестве]
[Источники]
[Предпосылки иконоборчества]
[Значение иконоборчества]
[Ислам и иконоборчество]
[Теория Ал-Газали]