toppic
   

Тематические статьи / Иконоборчество
Ислам и иконоборчество

Ислам и иконоборчество

Параллельно иконоборчеству изображения искоренялись в мусульманском искусстве – как в мечетях, так и в священных текстах. По мнению ряда искусствоведов, это свидетельствует только о «единых закономерностях развития средневекового искусства». Хотя «в арабском искусстве, напротив, иконоборческие тенденции были жестче, чем в византийском, поскольку должны были полностью искоренить национальные истоки изобразительных форм в завоеванных арабами странах».

Тем не менее, логично предположить, что непосредственным вдохновителем иконоборческой борьбы могло послужить появление ислама, а особенно его распространение в Армении и Малой Азии. Именно в Малой Азии концентрировались древние ереси такие, как маркионитство, павликианство, монтанизм – «антикультурные и антииконные по духу доктрины. В этом пункте ислам им был понятнее и представлялся как бы совершеннее, «духовнее» христианства.»  Кроме того, одной из возможных целей иконоборчества Византии было упрочение мирного соседства с мусульманским миром путем устранения поводов для нападок со стороны мусульманских идеологов, коими служило распространение изображений. Не случайно иконоборцев прозвали «сарацински мудрствующими.» Не вдаваясь в суть богословской проблемы, видно, что реальным поводом на различных этапах иконоборчества (будь то правление Льва Исавра, Константина Копронима или Ирины - восстановительницы православия) было проведение имперской политики и удовлетворение интересов правящей верхушки. Карташев проводит аналогию с реформами Петра в России или с Эпохой Возрождения на Западе, называя иконоборцев «реформаторами-прогрессистами», но притом «варварами-деспотами», выступившими на борьбу с клерикалами-консерваторами, с проповедью светского образа жизни, кутежей и амуров.

Как уже упоминалось выше, при халифе Йазиде II было запрещено всякое изображение живых существ в культовых местах и религиозных книгах, а в тексты хадисов пророка были добавлены изречения против художников и т.п. «Берегитесь изображать Господа или человека, а пишите только деревья, цветы и недушевленные предметы».

«В день воскресения мертвых самым страшным мукам будут подвержены создатели образов» - этот хадис относится не только к изобразительному искусству, но также и к поэзии. Несмотря на кажущуюся общность, даже на примере приведенного хадиса очевидна разница в мышлении, в оперировании понятиями. На творчество художников в Византии никогда не налагалось запрета. В противоположность мусульманскому искусству, в религиозном христианском искусстве Византии иконописец – не просто художник – не создатель образа, но проводник уже существующего образа, он даже не художник, не творец вообще, но отчасти соТворец, посредник, открывающий канал для общения молящегося с Образом Божиим во Христе, и образом святых. В мусульманстве подчеркивается отделение духовной, высшей деятельности, от материальной – низшей.

«Несчастье тому, кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которые художник представил, сойдут с картин и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени». Но при иконоборцах, в отличие от мусульманства, не было запретов на портреты. Напротив, живых патриархов изображали в знак признания их власти, изображения помещали в церквях.

Позднее, крупнейший исламский богослов 11 века ал-Газзали подробно развил теорию о греховности изображений. В то же время, теолог ан-Навави писал, что «изображение животных запрещено строжайшим образом, это один из тягчайших грехов».

Общее видится в том, что как и у иконоборцев, основой мусульманского богословия явился именно апофатизм – Богу не могут быть присущи свойственные человеку формы и качества. Божественная природа сверх-образна, непостижима.

 


[Иоанн Дамаскин]
[К проблеме иконоборчества]
[Основные течения в иконоборчестве]
[Источники]
[Предпосылки иконоборчества]
[Значение иконоборчества]
[Ислам и иконоборчество]
[Теория Ал-Газали]