toppic
   

Тематические статьи / Куфи
Типология коранического почерка

Типология коранического почерка

Термин «куфи», широко используемый в литературе по истории арабской каллиграфии, тем не менее, до настоящего времени недостаточно ясно определен. Существует много различных точек зрения относительно его происхождения. Вопросы о том, какой же был первый каллиграфический почерк, как зародилась арабская каллиграфия и где конкретно, могут иметь различные ответы, и определений раннему архаичному почерку тоже существует несколько. К сожалению, все остается на уровне гипотез. В течение долгого времени исследователи утверждали, что куфи был первым арабским почерком, из которого постепенно вышли все последующие стили каллиграфии, как монументальные, так и курсивные. На самом деле, две тенденции развивались самостоятельно и параллельно, и в настоящее время это уже неоспоримый факт, что никакой трансформации курсива из монументального почерка не было и быть не могло. Однако даже единого определения «монументального почерка» не существует. Кроме того, на основании анализа приведенных примеров из архива Э. Херцфельда стоит заявить о том, что курсивный и монументальный почерка в их первоначальном виде, иными словами – до-курсивный и до-монументальный - были схожи между собой. Сколько исследователей, столько и теорий. Пытаясь разобраться в происхождении термина «куфи», только в арабских источниках можно закопаться и совершенно потерять ориентиры. Например, «монументальным» стилем или почерком многие называют почерк, который использовался исключительно на твердых материалах – на металле и на камне, важную роль в этом определении играет крупный масштаб, ценность, качество и сакральные функции предмета. Как правило, это памятники архитектуры, мечети и стелы, и, кроме того, монеты. В данном контексте монументальному куфи противопоставлялся куфи, который использовался на папирусе, то есть на мягком материале, тогда как почерк/почерка Корана – нечто среднее между первым и вторым почерком. И, кроме того, в нумизматике зачастую сочетались курсив и монументальный стиль. Определенно ясно одно, что монументальный стиль предполагает угловатые черты и статичность, а курсив, являясь сугубо рукописным в связи с поставленной задачей «непрерывного письма», имеет тенденцию к слигованности, скруглению форм, и он более подходит для широкого использования. Так все же мог ли быть куфи и монументальным и курсивным? Если «куфи» - это общий термин для определения ранних архаичных почерков, существовал ли с самого начала, еще со времен кодификации Священного Текста определенный канон, которого неизменно придерживались каллиграфы, хотя бы только для переписки Корана, или же до определенного времени единства стиля не было? С какого момента можно говорить о формировании традиции, и насколько жесткими были критерии канона? См. О почерке куфи, Курсивное письмо.   

Обращаясь к истории арабской письменности, ко времени зарождения каллиграфии, необходимо рассмотреть как мусульманские, так и широко известные европейские источники. У Ибн ан-Надима[1] мы встречаем упоминание четырех «перво-письменностей»: макки, мадани, басри и куфи, названия которых происходят от места их распространения – Макка, ал-Мадина, Басра и Куфа. Заметим, что отличительной чертой макки является наклон алифа вправо внизу у основания, выдающиеся вертикальные линии букв алиф (ﺍ), лам (ﻝ) и лам-алиф (ﻻ), высокие вертикали та’ (ط) и каф (ک), и едва уловимый наклон почерка вправо. У почерка мадана существует 3 разновидности, для одной из которых - мудаввар - характерны круглые петли букв вав (ﻭ), фа’ (ﻑ), каф (ﻕ), мим (ﻡ), ‘айн (ع), гайн (غ)и конечной ха’ (ﻩ). Относительно почерка куфи сразу начинается путаница. Исследователи, в том числе Аида С. Ариф[2], ссылаясь на арабских авторов, обозначают некий синтетический ранний монументальный тип - хира-куфический. Характерные особенности этого почерка – тяжеловесность, короткие и жирные линии, угловатость форм и приближенность к квадратному шрифту. Здесь мы находим отличительный признак, по которому возможно более или менее идентифицировать именно куфический почерк (то, что подразумевалось арабами под «куфи») – наклон и выдающиеся вертикали макки и короткие вертикали куфи были основными особенностями, отличавшими один почерк от другого.

Аида С. Ариф обращает внимание на тот факт, что в надписях, которые встречаются в нумизматике, нередко могли одновременно сочетаться и курсив и куфи. Но следует ли из этого, что куфи был именно монументальным почерком или была и другая разновидность куфи - курсив?

В классификации почерка куфи А. Громанн[3]’[4] дает 8 различных модификаций: 1) простой или примитивный куфи, 2) куфи со сложными деталями (усовершенствованный), 3) лиственный или растительный куфи, 4) цветочный куфи, 5) гравированный или переплетенный куфи, 6) окаймленный куфи, 7) архитектурный куфи, 8) прямоугольный куфи. Все эти типы куфи несколько рассеяны во времени. В контексте листов из архива Э. Херцфельда нас, конечно же, интересует первый вариант - простой или примитивный куфи, который иллюстрирует ранний период развития каллиграфии. Однако, А. Громанн не уточняет, существовали ли какие-либо варианты этой модификации. Постепенно термин «почерк куфи» приобрел значение узко коранического почерка. Однако, что касается раннего периода, а именно первого века хиджры, то не сохранилось ни одного пергамента, который бы однозначно датировался этим временем. Поэтому для полноты картины Набиа Эббот[5] приводит два почерка, которые использовались на папирусе в первом веке хиджры. «Первый стиль – для протоколов - похож на коранический куфи, такой же крупный и тяжелый, а второй – для документов – имеет курсивные черты. Для протокольного стиля характерны короткие, практически прямые вертикали, и согласно определению Карабачека[6] он представляет собой «лапидарный куфи», а А. Громанн  говорит о его схожести с кораническим почерком». Очевидно, что под термином коранический куфи подразумевается монументальный почерк, однако как же быть, если в ранних рукописях все-таки использовался курсив? Из всего вышесказанного Набиа Эббот делает вывод, что на начальном этапе распространения арабской письменности для протоколов, надписей и Коранов использовался именно ранний монументальный хира-куфический тип, который противопоставлялся мекканскому, наклонному макки, однако и макки широко использовался для переписки Корана. Н. Эббот подчеркивает, что только эти два почерка дошли до нашего времени. Тем не менее, мы встречаем в исследованиях упоминание еще двух почерков, которые, вполне возможно, были не самостоятельными стилями, а только разновидностями техники письма – это ма’ил и машк. Кроме того, и та, и другая техники могли применяться при переписке Корана почерками и куфи и макки, однако для того, чтобы с уверенностью об этом говорить, пока не было достаточных оснований. Тем не менее, Карабачек называет ма’ил дальнейшим развитием почерка макки, и датирует его вторым веком хиджры. Машк неоднократно воспринимается как «торопливое письмо», попросту скоропись. В то же время мы находим другое определение машка - как уникального коранического стиля. Коранический, а значит сакральный, и в то же время торопливый, скоропись, кажутся не совместимыми явлениями. Было ли такое сочетание возможным для каллиграфов, переписчиков Корана первого века хиджры? Встречается еще и другое определение машк – как «техники растягивания букв», которая использовалась, дабы избежать тяжеловесности, иными словами машк был прерогативой монументального почерка. Такое определение лишний раз подчеркивает мысль о том, что техника и стиль каллиграфии не одно и то же, а значит, машк мог применяться и в куфическом почерке. См. Классификация ранних почерков.

Исходя из приведенных исследований, можно говорить о постепенной эволюции монументального почерка, более широко известного как "почерк куфи ", и подразумевать не только лапидарный куфи, о котором так расплывчато говорит Аида С. Ариф, продолжая традицию, начатую Карабачеком, но, прежде всего, примеры ранней коранической каллиграфии. Область исследования очерчена достаточно широко, а если более узко и предметно подходить, то стоит определить проблему ранней каллиграфии, постепенно складывавшейся в традицию с определенным каноном (этот процесс продолжался на протяжении, по меньшей мере, двух столетий, и, в особенности, это касается конца 8 в. – 9 в. н.э.), как «классификацию ранних арабских почерков арабской или арабской коранической перво-письменности». Каллиграфия родилась как явление «внутри-кораническое», придавая тексту дополнительную, внешнюю сакральность, и здесь речь пойдет не только о монументальном, но и о курсивном почерках. К раннему периоду мусульманского искусства относятся Омеййадский и Аббасидский халифаты (8-10 вв.), именно в этих временных рамках арабская каллиграфия оформилась как самостоятельное художественное явление. Перечень сложившихся особенностей, своего рода негласного свода правил, канона художественной традиции, легче всего рассмотреть на примерах орнаментального оформления заглавий сур иллюминированных рукописей. Но процесс сложения канона письменности «монументальных Коранов» яснее виден на примере не иллюминированных рукописей. Рассматривая иллюминированные рукописи, исследуя характеристики раннего орнамента, мы уже имеем дело с более поздней редакцией. Поэтому к типологии почерка проблема орнаментации не имеет прямого отношения. См. Ранние почерка, Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея.

 

© А.С. Гриб.

1. Nadim Muhammad Ibn Ishaq Al. Kitab al – Fihrist. Cairo , 1871.

2. Arif Aida S. Arabic Lapidary Kufic in Africa . – North Africa – . A study of the Development of the Kufic Script (3rd – 6th Century A.H./9th – 12th Century A.D.). London , 1967.

3. Grohmann A. From the World of Arabic Papyri. Cairo , 1952. The Origin and Early Development of Floriated Kufic in A.O. Vol. 2. 1959.

4. Grohmann A. The problem of dating early Qur’ans, Der Islam. XXXIII. 1958. P. 213-215.

5. Abbott Nabia. Rise and Development of the North Arabic Script. Chicago, 1939.

6. Karabacek J. von. Beitrage Zur Geschichte der Mezajaditen. Leipzig , 1874.

 


 



[О почерке Куфи]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Школы куфического письма]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]