toppic
   

Тематические статьи / Богословие
Истихара

Истихара.

 

Практика гадания по Священному тексту (теомантия)[1], как частный случай рапсодомантии (библиомантии), т. е. гадания по любым текстам, получила широкое распространение в исламском мире, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные ее упоминания в персидской классической поэзии[2], в пословицах[3] и в сказках «Тысячи и одной ночи»[4]. От фа’л[5] — гадания в более широком смысле слова (например, «Что со мной будет?»), истихару отличает то, что она определят исключительно целесообразность или, напротив, нежелательность совершения того или иного действия (например, «Жениться ли мне на Нурие?»), в то время как фа’л несет куда более широкие функции. Как правило, к нему прибегают для того, чтобы узнать будущее. Покровителем рапсодомантии шииты считают Джа‘фара (убит в 8/629 году в битве при Муте), двоюродного брата Мухаммада[6]. См. Таблицы к истихаре.

 

Предполагается, что человек, совершивший истихару, должен сразу же воспринять правильное решение свыше, однако, если этого не произошло, допустимые варианты записываются на листах бумаги, и вытягивается жребий[7]. Для получения ответа прибегают также и к онейромантии[8]: после совершения описанного ритуала вопрошающий ожидает ответа во сне. Особенно важна внутренняя чистота сновидца: сон, ниспосланный Аллахом, не сможет проникнуть в душу, обуреваемую страстями. Согласно анНавави (631676/12331277): «совершающий истихару должен полностью отказаться от внутреннего личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием благого у Господа, а не у самого себя»[9]. Предпочтительным считается толкование сна уважаемым, благочестивым человеком или муллой[10]. Бытует представление, согласно которому истихара должна совершаться в мечети или в другом почитаемом месте, где человек затем и засыпает. Последнее не одобряется религиозными авторитетами, поскольку тесно связано с языческой традицией[11].

 

Поскольку традиция гадания уходит корнями в самое отдаленное прошлое, то для предотвращения возврата к языческим обычаям исламом (а истихара получила распространение в самых разных частях мусульманского мира) были зафиксированы особые правила совершения обряда.

 

Согласно традиции Пророк говорил, что если человек с должным почтением совершает истихару, он никогда не изведает утрат и не узнает печали. Истихара, как правило, осуществляется профессиональными исполнителями, однако при их отсутствии — любым грамотным человеком. Самому процессу гадания предшествует определенный ритуал.

 

В собрании Халили (Nasser D. Khalili Collection) хранится трактат по библиомантии «О методе истихары» («Фи тарик ал‑истихарат»), переписанный в XIX в. в Иране[12]. В тексте трактата в качестве синонима слова истихара используется тафа’ул. Анонимный автор трактата, ссылаясь на «Книгу по истихаре» («Китаб ал‑истихара») некоего Ибн Тау’са, приводит следующий метод исполнения ритуала: желающий погадать с помощью Корана должен прочесть «тронный стих» (2:256), затем десять раз произнести традиционную формулу приветствия Пророку, прочитать молитвы, приведенные в тексте, после чего он должен открыть Коран и найти на правой странице одно из прекрасных имен Аллаха, затем от этого места надо перелистать десять страниц, обратить внимание на десятую строку на левой странице, которая и будет содержать искомую истину. Текст также содержит предписания по времени совершения истихары («авкат ал‑истихарат») со ссылкой на авторитет шиитских имамов. Интересно отметить, что помимо вышеописанного трактата рукопись содержит сочинение по рецитации Корана и образцовую магическую таблицу‑талисман, содержащую в себе все основные знаки, использующиеся в мусульманской охранительной магии[13].

 

Говоря о практике истихара в шиитской среде, приведем сообщение Б. А. Доналдсон об исполнении этого ритуала в Мешхеде в 30‑е годы прошлого века. Сначала читается «ал‑Фатиха», затем произносится поарабски: «Боже! Тебе ведомо то, что сокрыто!», после этого следует часть аййата 6:59: «У Него — ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море». Затем произносится традиционная формула приветствия и пожелания мира Мухаммаду и его роду, после чего приступают непосредственно к гаданию. С закрытыми глазами и обращенным к небу лицом гадающий произносит имя Аллаха и открывает Священный текст в случайном месте, после чего он зачитывает первое предложение или его часть на открывшейся странице и, исходя из характера текста, дает истолкование[14]. Это истолкование осуществляется при помощи методов та’вила (символико‑метафорической экзегезы).

 

Эта практика популярна в Иране и сегодня. Tак, недавно в Тегеране вышло в свет «самое полное и подробное» руководство по истихаре, составленное Гуламом Ридой Нав‘аи[15]. Это руководство базируется на одной из рукописей, специально созданной в соответствии с традицией истихары[16]. Эта книга является интереснейшим источником, из которого можно почерпнуть сведения о специфике гадания в сегодняшнем Иране.

См. Фа'л, Таблицы к истихаре.

© М.Е. Резван.


 

[1] Ср., например, средневековые христианские “Sortes Sanctorumили “Sortes Apostolorum” — специальные тексты Библии, содержащие на полях краткие комментарии на библейские сюжеты (perfectum opus, gloria magna и т. д.), см.: Harris J. R. The “Sortes Sanctorumin the St. Germain Codex // American Journal of Philology. — 1888. IX. — P. 58‑63.

[2] См., например, газали, Хафиза № 17, 72, 350.

[3] «Сначала совет, потом истихара» (Аввал истишарэ б‘ад истихарэ
اول استشاره بعد استخاره); «истихара — сердце человека» (Истихарэ дил—и адамист / استخاره دل ادمی است). См.:         Лугат‑нама‑йи ‘Али Акбар Даххуда). Словарь ‘Али Акбара Даххуды. — Тегеран / لغت نامه علی اکبر دهخدا. — تهران

[4] См., например, триста семьдесят третью ночь: «Когда же настала триста семьдесят третья ночь, она сказала: “Дошло до меня, о счастливый царь, что, когда везирь (так в тексте — М. Р.) рассказал жене о деле своей дочери и спросил ее: ‘Каково твое мнение об этом?’ — она сказала: ‘Подожди, пока я совершу молитву о совете (т. е. истихару — М. Р.)’. А потом она совершила молитву в два ракята (так в тексте — М. Р.), как установлено для молитвы о совете, и, окончив молитву, сказала своему мужу…”». Книга тысячи и одной ночи / Перевод и комментарии Салье М. А. под редакцией Крачковского И. Ю. — Москва, 1933. — С. 361.

[5] Фа’л также возможен с использованием самых различных инструментов гадания (например, по руке или по гороху). Подробнее о фа’ле см. 2.2.

[6] Fahd. K ur// EI.

[7] Doutté. Op. cit. — P. 413.

[8] Онейромантия в исламе находит свое оправдание в тексте Корана, где не раз возникает тема сна, см., например, 8:43 (сон, ниспосланный Аллахом, помогает одержать победу в битве при Бадре), 12:43 (толкование сна фараона Йусуфом), 30:22 (сон, как знамение Аллаха), 37:101, 105 (сновидец Ибрахим), 48:27 (осуществление сна Мухаммада, ниспосланного ему Аллахом) и т. д.

[9] Цит. по Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. — Москва, 2001.C. 196.

[10] Так, например, к шайху ас‑Сануси (838895/14351490), прославленному своей способностью толковать такого рода сны (как свои, так и чужие), приходили люди со всего Магриба, что способствовало упрочению его репутации как авторитета в религиозных, и особенно в мистических науках. См.: Bencheneb H. Al‑Sanusī // EI.

[11] Fahd. La divination arabe. P. 363‑367.

[12] Khalili, XII. — P. 156. — MSS 412.

[13] См.: Талисманы.

[14] Donaldson. Op. cit. — P. 131.

[15] Руководство по гаданию с помощью Корана / Составитель Гулам Рида Нава‘и. — Тегеран, 1381. (Рахнама‑йи истихара ба Кур’ан).

 

راهنماى استخاره با قران، مالف غلامرضا نوعى تهران، ١٣٨١

[16] Как гласит текст примечания, оригинал этой рукописи неизвестен, сама она хранится в частной коллекции бахрейнского ученого шайха Ахмада ‘Асфура, который и порекомендовал использовать эту рукопись при создании руководства, ссылаясь на то, что каждое гадание, которое он сам совершал с помощью этой рукописи оказывалось верным.

 

 


[]

текст

[Арабский язык]
[Тасаввуф]
[Апофатическое богословие]
[Четки - Субха]
[Хиджаб]
[Собирание и составление Корана]
[Структура Корана]
[Коран]
[ал-Асма' ал-Хусна]
[Таблица ал-Асма' ал-Хусна]
[Абджад]
[Численные значения букв]
[]
[‘Илм ал Хуруф]
[Символика букв]
[Символика букв - продолжение]
[Онотомантия]
[Джадвал]
[Фаватих ас-Сувар]
[Магические квадраты]
[Рапсодомантия]
[Фа’л]
[Сочинения, посвященные рапсодомантии]
[Истихара]
[Иоанн Дамаскин]
[К проблеме иконоборчества]
[Основные течения в иконоборчестве]
[Источники]
[Предпосылки иконоборчества]
[Значение иконоборчества]
[Ислам и иконоборчество]
[Основные публикации по истории иконоборчества]
[Ислам]
[Коранистика и каллиграфия]
[Магические надписи Западной Африки]
[Хуруфиййа]
[Илм ал-Джафр]
[Илм ал-Хуруф]
[Теория Ал-Газали]
[Сура]
[Тафсир]