toppic
   

Тематические статьи / Богословие
Основные течения в иконоборчестве

Основные течения в иконоборчестве

В иконоборчестве сосуществовало два основных течения. Первое – отрицавшее почитание икон, а также и святых мощей, некоторые отрицали почитание Богоматери и святых. Параллельно с ним существовало второе течение – более терпимое, допускавшее иконы в Церкви, но расходившееся в вопросе характера почитания. Одни выступали против икон вообще, другие не признавали икон Богоматери, но только Спасителя, третьи отрицали иконы святых, иные допускали исключительно изображения Спасителя, и то только до Его Воскресения.

При императоре Льве Исавре оформилось иконоборческое движение в Византии. Он придерживался политики «угодничества», и религиозные разгромы были результатом  военных нужд. Спровоцировали конфликт физические бедствия. Летом 726 года произошло извержение вулкана в Средиземном море, в результате которого возник новый кикладский остров. Стали искать причину гнева Божия. И в том же 726 году императором был издан указ против иконопочитания.

Известна гипотеза, что на Льва Исавра (родом из Исаврии, Мараша – на границе Сирии и Киликии) повлиял его фаворит Висир, тоже по происхождению сириец. Висир принял ислам, находясь в арабском плену, тогда же он сумел оказать влияние на халифа Йазида II, сведя его с главным тивериадским раввином. Якобы этот раввин и натолкнул на мысль Висира (а через него Льва Исавра) и халифа о борьбе с «идолопоклонством», следствием чего был известный указ халифа Йазида об уничтожении человеческих изображений на улицах и зданиях. Вернувшись из плена, Висир вновь оказался при дворе императора как византийский патриций. «Может быть, у обоих было расовое семитическое отвращение к пластическим искусствам». Существуют, хотя и маловероятные, версии, что: 1) - Лев Исавр будто бы симпатизировал иудаизму и монтанизму, 2) - или же ему необходим был повод, чтобы завлечь иудеев в рамки церкви (в 723 г. все иудеи и монтанисты были насильно крещены); 3) - В.В.Болотов говорит о возможном обязательстве, якобы данном Львом Исавром еврею-волхву – уничтожить иконы в благодарность за предсказанное волхвом царство. Сам Лев Исавр в письме к папе Григорию I обосновывает свои действия «суеверием христианского народа».

Опорой православия был святой Иоанн Дамаскин. Житие Св.Иоанна носит легендарный характер. Известно, что он служил статс-секретарем при халифе Дамасском, а позднее удалился в монастырь Св.Саввы, где и были написаны его богословские труды, в том числе «Три защитительных слова». Одно из чудес, связанных с агиографией Св.Иоанна - случай с исцелением руки, отрубленной халифом, перед иконой Пресвятой Богородицы-Троеручицы. Собор 754 года дает ему эпитет «наставник царствия». Его обвиняли в том, что он был арабским патриотом, и якобы его высказывания учитывали интересы халифата. Обвинения основаны на прозвище Иоанна – «Мансур», что означает «помощник в победе», «победоносный». По словам патриарха Евтихия, под этим именем был известен грек, который помог арабам взять Дамаск. Семья же Иоанна пользовалась покровительством халифского двора, что вызывало подозрения. Возможно, что «Мансур» - описка, но первоначально его имя было «Манзир» или «Мамзер» – незаконнорожденный. Иоанн Дамаскин активно выступал в защиту иконопочитания, за что был предан анафеме Седьмым Иконоборческим Собором.

С именем императора Константина Копронима («Гноетозного») связан, пожалуй, самый мрачный период византийского иконоборчества. Константин Копроним, «враг не православия, а всякой религии», который обрушил свой гнев не только на иконопочитание, но и на почитание святых, мощей, а также Девы Марии, был провозглашен 13-м апостолом. Константин Копроним созвал в 754 году Собор, санкционировавший, при участии патриарха Анастасия и согласии 338 епископов, иконоборчество. Как говорит Д.Лурье, при Константине появляется классическое богословие первого иконоборчества. В обвинение иконопочитателям собор выдвинул «почитание твари Богом под именем Христа». Целью Собора было обозначено «исследование Писания о соблазнительных обычаях делать изображения». Эти обычаи характеризовались как «низкое эллинское искусство», а всякий, кто дерзает «заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом», а также поклоняющийся или хранящий у себя иконы, предавался анафеме. Доводами против икон были «неизобразимые сущность и ипостась Слова», иными словами - «неизобразимость Слова по воплощении». А иконопочитатели, отделяющие Бога-Слово от нераздельного с Ним Божества, якобы признавали «четверичность Троицы», за что были провозглашены еретиками. «Нет молитвы, претворяющей икону, как предмет, вышедший из рук обычного живописца, во святыню». Христианину подобает «поклонение Богу умственными очами». Собор оперировал цитатами из Священного Писания. Рим. 1: 19: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божества, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога … осуетились в умствованиях своих… И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,… Они заменили истину Божию ложью и поклонились и служили твари вместо Творца». 2 Кор. 5:16: «… отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне ничего не знаем».

Поражение православных полемистов было обусловлено неспособностью «гносеологически радикально вскрыть ложь максимализма иконоборцев». Но согласие 338 епископов можно объяснить лишь достаточной уверенностью, убежденностью в правоте выбранной линии. Вероятно, многие епископы все же были утопическими идеалистами, убежденными аскетами и поборниками духовной чистоты церкви, надеялись, «что ни учение веры, ни подобающая честь святым не потерпят ущерба от этой отмены икон, а церковный обряд приблизится к идеалу поклонения Богу только духом и истиной».

Часто сравнивают правление Копронима с диаклетиановым. Помимо запретов иконопочитания со стороны Константина Копронима и в отношении монахов были предприняты жестокие наказания, поскольку монашество противостояло иконоборцам; был запрещен постриг, начались гонения, которыми, в частности, обусловлено появление в Крыму скальных монастырей. Вандализму подвергались церковные книги: вырезались листы из книг с изображениями. «Храмы Византии превращались в сады и птичники» из-за обилия орнаментальных – растительных и животных мотивов. Такие крайние меры вызвали реакцию протеста на Западе.

Заслуга ликвидации иконоборчества принадлежит императрице Ирине – афинянке. С помощью патриарха Тарасия ей удалось собрать в 787 году 7 Вселенский Собор в Никее, отменивший 7 Иконоборческий Собор и восстановивший Православие. «Собор 350-ти отцов» восстановил монашество и иконопочитание.  В ходе заседаний было утверждено, что «искусство есть занятие священное и совсем не таково, чтобы его осмеивать. Всякое знание и художество, дарованное Богом, ради Его славы». Разрешалось использовать любые материалы для изображений. Из Деяний Никейского Собора: «Священное Писание и образ указывают и поясняют одно другое». Разница заключается только в форме. «Образ словесный соответствует образу видимому и наоборот».

Св. Анастасий, епископ Феопольский, заявил: «Мы поклоняемся и святым людям, и ангелам, но не служим им как богам». Было установлено поклонение иконам, но подчеркивалось, что это поклонение - не в смысле служения, как подобает только Троице.

«Подобно изображению честного и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мелких камней или всякого другого соответствующего цели вещества, будь то иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Непорочной Владычицы нашей, Пресвятой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.» Далее говорится о пользе частого видения икон для укрепления веры, дабы вспоминать и воздавать честь поклонами и лобзанием, но «не истинным служением Богопочитания, которое по вере нашей приличествует только одному божественному естеству», но подобно тому, как мы почитаем крест, Евангелие и другие святыни. Был разработан модус возможных изображений. Патриарх Тарасий выступил за почитание икон наравне со священными сосудами. Восточные Патриархи – за почитание наравне с крестом. Именно эту точку зрения и принял Собор.

Перевод Деяний Собора на латынь был сделан по просьбе папы Адриана I, в котором была допущена грубейшая ошибка: вместо «почитания» греческое слово «proskunesis» было переведено как греческое latria, что означает «поклонение» – на латыни «adoratio»; эта ошибка послужила поводом к новой вспышке иконоборчества, более умеренному иконоборчеству Карла Великого. В ответ франкскими богословами были составлены Каролиновы Книги, в которых предлагалось снова отменить иконы, но уже якобы “в пользу почитания мощей”, что Собором не было принято. Так иконопочитание было сохранено. Но в результате отсутствия ясности в вопросе поклонения и почитания, иконам было отведено второстепенное значение. Смысл иконы был утерян, она служила лишь храмовым украшением, напоминанием о страстях Христовых, о житии святых, о чудесных событиях – как летописная иллюстрация, скорее приближаясь по значению к древней настенной храмовой росписи, в то время как для православной традиции икона является церковным языком, «выражением Божественного Откровения и необходимой частью богослужения. Икона – одно из средств познания Бога, один из путей общения с Ним”.

Соборы 861, 867 и 869 гг. уже окончательно осудили иконоборчество.


[Арабский язык]
[Тасаввуф]
[Апофатическое богословие]
[Четки - Субха]
[Хиджаб]
[Собирание и составление Корана]
[Структура Корана]
[Коран]
[ал-Асма' ал-Хусна]
[Таблица ал-Асма' ал-Хусна]
[Абджад]
[Численные значения букв]
[]
[‘Илм ал Хуруф]
[Символика букв]
[Символика букв - продолжение]
[Онотомантия]
[Джадвал]
[Фаватих ас-Сувар]
[Магические квадраты]
[Рапсодомантия]
[Фа’л]
[Сочинения, посвященные рапсодомантии]
[Истихара]
[Иоанн Дамаскин]
[К проблеме иконоборчества]
[Основные течения в иконоборчестве]
[Источники]
[Предпосылки иконоборчества]
[Значение иконоборчества]
[Ислам и иконоборчество]
[Основные публикации по истории иконоборчества]
[Ислам]
[Коранистика и каллиграфия]
[Магические надписи Западной Африки]
[Хуруфиййа]
[Илм ал-Джафр]
[Илм ал-Хуруф]
[Теория Ал-Газали]
[Сура]
[Тафсир]