toppic
   

Тематические статьи / Богословие
Коранистика и каллиграфия

Коранистика и каллиграфия.

Редакции коранического текста и расхождения в чтениях привели уже в ранние века ислама к возникновению первых трудов по грамматике языка и к развитию мусульманской экзегетики. Именно коранические списки дают наиболее полную информацию об эволюции арабской письменности на разных ее этапах (См. Теория трансформации архаичного письма, Алфавит.). Но, в первую очередь, они дают материал для изучения сакрального, «имперского», «иератического» угловатого почерка (См. Династическая принадлежность). Этот почерк в разных исследованиях именуется как куфи, как монументальный почерк и т.д. Проблеме датировки ранних коранических рукописей посвятил отдельное исследование А. Громанн, анализируя фрагмент Корана на папирусе. Он лег в основу атрибуции почерка 1 в.х./7 в.н.э., который раньше именовался как хиджази.

Однако на настоящий момент трудно делать окончательные выводы относительно принципов датировки рукописей и атрибутирования. В каждом утверждении, в каждом исследовании есть определенная доля случайности. Причина кроется в том, что коранические списки проклассифицированы на основании гипотез, и пока не найдено метода точного анализа.

Развитие теорий в науке происходит по цепочке. Достижения предыдущих исследователей принимаются за основу, на которой возникают новые и новые гипотезы. Имена каллиграфов, теории, правила, принципы каллиграфии и, не в последней степени, терминология – все не окончательно, не абсолютная истина. Любой специалист в этой области сталкивается со множеством расхождений в теориях. Тем не менее, литературные положения, и сама терминология, взятая из средневекового словаря копиистов,  в отрыве от источников, от непосредственных произведений каллиграфического искусства, по сути своей являются голой абстракцией.

Несмотря на очевидные трудности, типы почерков можно проследить, исходя из достижений грамматики, поскольку типы букв и орфография являлись особым интересом для мусульманских каллиграфов и ученых уже с 9 века н.э. 

См. сочинения ал-Багдади, Фихрист Ибн ан-Надима (4 в.х./10 в.н.э.), комментарии к древним каллиграфическим почеркам Мухаммада б. ал-Хасана ал-Тури (16 в н.э.).

См. Смежные дисциплины, Палеография, Типология коранического почерка.

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.

 


[Арабский язык]
[Тасаввуф]
[Апофатическое богословие]
[Четки - Субха]
[Хиджаб]
[Собирание и составление Корана]
[Структура Корана]
[Коран]
[ал-Асма' ал-Хусна]
[Таблица ал-Асма' ал-Хусна]
[Абджад]
[Численные значения букв]
[]
[‘Илм ал Хуруф]
[Символика букв]
[Символика букв - продолжение]
[Онотомантия]
[Джадвал]
[Фаватих ас-Сувар]
[Магические квадраты]
[Рапсодомантия]
[Фа’л]
[Сочинения, посвященные рапсодомантии]
[Истихара]
[Иоанн Дамаскин]
[К проблеме иконоборчества]
[Основные течения в иконоборчестве]
[Источники]
[Предпосылки иконоборчества]
[Значение иконоборчества]
[Ислам и иконоборчество]
[Основные публикации по истории иконоборчества]
[Ислам]
[Коранистика и каллиграфия]
[Магические надписи Западной Африки]
[Хуруфиййа]
[Илм ал-Джафр]
[Илм ал-Хуруф]
[Теория Ал-Газали]
[Сура]
[Тафсир]