toppic
   

Тематические статьи / Богословие
‘Илм ал Хуруф

‘Илм ал‑Хуруф

 

 

«Наука о буквах» представляет собой один из разделов джафра. Она основана на использовании тайных свойств букв арабского алфавита, а также имен Аллаха (ал‑асма’ ал‑хусна) и ангелов, образованных этими буквами. «Арабская каббала» пользуется тремя основными методами:

 

 

- гематрией (хисаб ал‑джуммал), т. е. способами оперирования числами, представленными буквами[1];

 

- применением особых свойств, исконно присущих буквам (‘илм ал‑хавасс);

 

- и астрологическим методом (киранат), который заключается в использовании особой связи между буквами и небесными телами при изготовлении талисманов.

 

 

Кроме того, буквы алфавита в магическом значении могут обозначаться термином симийа’, который в более широком смысле обозначает «знак, символ, помету». Ибн Халдун (732—784/1332—1382) определял этим словом «науку о секретных возможностях букв»[2], ограничивая тем самым использование термина, которое изначально распространялось на всю науку по изготовлению талисманов. Именно в таком узком значении симийа’ понималась отдельными суфийскими школами, которые декларировали свою возможность контролировать объекты материального мира с помощью знания тайных свойств букв, составляющих их названия. Ибн ‘Араби, ал‑Буни (ум. 622/1225), чей авторитет в области оккультных наук являлся в исламском мире непререкаемым, а также их последователи придерживались мнения о том, что буквы являются ключом к изначальным секретам творения и энтелехии (активное начало, претворяющее возможность в действительность) Божественных имен. Энтелехия исходит от духа небесных сфер, и тайные силы, присущие буквам, активно действуют в самих именах[3]. В этом месте средневековая мусульманская мысль наиболее близко подходит к каббале, которая также учит, что наука о буквах тождественна науке о сути вещей, и что с помощью букв был осуществлен акт творения, а человек подобно Богу в состоянии контролировать сферу материальных объектов, используя буквы[4].

 

 

 



[1] Эта система очень близка к традиционной иудейской каббале, см.: Бадж У. Амулеты и суеверия. — Москва, 2000 — C. 312.

 

[2] Rosenthal Fr. Mukaddima. — New York , 1958. — Vol. III.— P. 170.

 

[3] Fahd. Sīmiya’ // EI.

 

[4] Ginsburg C. D. The Kabbalah. — London , 1865.

 


[Арабский язык]
[Тасаввуф]
[Апофатическое богословие]
[Четки - Субха]
[Хиджаб]
[Собирание и составление Корана]
[Структура Корана]
[Коран]
[ал-Асма' ал-Хусна]
[Таблица ал-Асма' ал-Хусна]
[Абджад]
[Численные значения букв]
[]
[‘Илм ал Хуруф]
[Символика букв]
[Символика букв - продолжение]
[Онотомантия]
[Джадвал]
[Фаватих ас-Сувар]
[Магические квадраты]
[Рапсодомантия]
[Фа’л]
[Сочинения, посвященные рапсодомантии]
[Истихара]
[Иоанн Дамаскин]
[К проблеме иконоборчества]
[Основные течения в иконоборчестве]
[Источники]
[Предпосылки иконоборчества]
[Значение иконоборчества]
[Ислам и иконоборчество]
[Основные публикации по истории иконоборчества]
[Ислам]
[Коранистика и каллиграфия]
[Магические надписи Западной Африки]
[Хуруфиййа]
[Илм ал-Джафр]
[Илм ал-Хуруф]
[Теория Ал-Газали]
[Сура]
[Тафсир]