toppic
   

Тематические статьи / Богословие
Фаватих ас-Сувар

Фаватих ас‑Сувар.

В начале двадцати девяти сур (2, 3, 7, 10, 11—15, 19, 20, 26—32, 36, 38, 40—46, 50, 68) непосредственно за басмаллой следуют буквы или буквосочетания, смысл которых до сих пор неясен. Это так называемые «таинственные буквы» или фаватих ас‑сувар, т. е. буквы, «открывающие суры». См. Таблицы Фаватих ас-Сувар. Важно отметить, что все суры, которым предшествуют одинаковые буквы или их группы, расположены в тексте Корана рядом, независимо от своего размера, т. е. при составлении текста не только учитывалось наличие этих букв, но ему придавалось значение большее, чем основному принципу организации сур по их длине[1]. Существует множество гипотез их происхождения, однако ни одна из них не в состоянии дать полноценного объяснения их значению. Мусульманская традиция видит в них сокращения, например: «الر» означает «الرحمان» (ар‑Рахман, Всемилостивый) и др. Кроме того, разумеется, рассматривались и числовые значения этих букв. Было выдвинуто предположение, что эти числа обозначали истинное исходное количество айатов в суре[2]. Европейские ученые также пытались разрешить эту загадку. Основным предметом дискуссий является вопрос о том, принадлежат эти буквы откровению или нет. Долгие годы господствовала гипотеза Нёльдеке[3] о том, что эти буквы соответствуют инициалами обладателей первых записей текста Корана. Затем была выдвинута «каббалистическая» гипотеза[4], опиравшаяся на тот факт, что все суры, которым предшествуют загадочные буквы, относятся к позднемекканскому и раннемединскому периодам, когда Мухаммад воспринял некоторые идеи иудаизма. Каббалистическое значение букв заключалось, согласно этой теории, в том, что они содержат аллюзии мистического характера на определенные слова и фразы в суре. Выдвигались и другие гипотезы, в которых буквы рассматривались, главным образом, как сокращения неких ключевых слов и были предприняты попытки реконструкции этих слов[5]. Уэлч отмечает, что среди «таинственных букв» представлены все наличествующие в арабском алфавите консонантные формы (без диакритических точек), причем ни одна не повторяется дважды[6], что, безусловно, не может быть случайным совпадением.

Каким бы ни было истинное значение «таинственных букв», они всегда играли важную роль в магии. На основании того факта, что они встречаются в Коране 29 раз (что соответствует числу букв алфавита (считая хамзу), каждая буква соотносилась с определенной сурой, и ей приписывались связь с одним из Божественных имен[7].

См. Таблицы Фаватих ас-Сувар

© М.Е. Резван.


[Арабский язык]
[Тасаввуф]
[Апофатическое богословие]
[Четки - Субха]
[Хиджаб]
[Собирание и составление Корана]
[Структура Корана]
[Коран]
[ал-Асма' ал-Хусна]
[Таблица ал-Асма' ал-Хусна]
[Абджад]
[Численные значения букв]
[]
[‘Илм ал Хуруф]
[Символика букв]
[Символика букв - продолжение]
[Онотомантия]
[Джадвал]
[Фаватих ас-Сувар]
[Магические квадраты]
[Рапсодомантия]
[Фа’л]
[Сочинения, посвященные рапсодомантии]
[Истихара]
[Иоанн Дамаскин]
[К проблеме иконоборчества]
[Основные течения в иконоборчестве]
[Источники]
[Предпосылки иконоборчества]
[Значение иконоборчества]
[Ислам и иконоборчество]
[Основные публикации по истории иконоборчества]
[Ислам]
[Коранистика и каллиграфия]
[Магические надписи Западной Африки]
[Хуруфиййа]
[Илм ал-Джафр]
[Илм ал-Хуруф]
[Теория Ал-Газали]
[Сура]
[Тафсир]