toppic
   

Тематические статьи / Магия
Фа’л

Фа'л.

Слово «фа’л» в широком смысле обозначает «предзнаменование». Предзнаменования могут быть самые разнообразные: люди или предметы, с которыми человек неожиданно встретился, чихание, родимые пятна, родинки, имена людей, их внешний вид и даже социальное положение и т. д. По сути, любая информация, получаемая человеком посредством органов чувств или возникающая в его сознании (например, сон), могла служить предзнаменованием. Следствием широкого распространения суеверий стала повсеместная боязнь «дурного глаза», и все большее проникновение эвфемизмов в бытовую речь (кледонизм). Считалось, что воздействие дурного глаза можно предотвратить номинальным противоположением подлинного и воображаемого, например, назвать слепого зрячим, укушенного змеей — невредимым.


Согласно концепции фа’л именам собственным придавались определенные ассоциации в соответствии с их звучанием. Например, «айва» означает «путешествие», поскольку в ее названии (сафарджал) присутствует слово «сафар» («путешествие»); сирень приносит несчастье, которое будет длиться год, из‑за того, что ее название (сусан) содержит слова «су’» («зло») и «сана» («год»); а базилик является одновременно и хорошим и дурным знаком, т. к. с одной стороны, его название (райхан) содержит слово «Рух» («дух»), а с другой, его вкус горек, хотя он и услаждает глаз своим видом, а нос ароматом; лимон предсказывает ложь, поскольку его наружность не соответствует внутреннему содержанию. Таких примеров множество.

Нас же будет интересовать узкое значение термина фа’л, а именно извлечение предзнаменований из различных текстов.

В мусульманском мире источником таких предзнаменований помимо Корана служили диваны Руми, ‘Умара Хаййама, Са‘ади, и, конечно, Хафиза («фал‑и Хафиз»), известного как «лисан ал‑гайб», т. е. «глас сокровенного» или «тарджаман ал‑асрар», т. е. «толкователь таинств». Причем сам процесс гадания был, по‑возможности, «автоматизирован» — создавались специальные таблицы, облегчающие его. Пример такой таблицы представлен в ценнейшем списке дивана Хафиза из собрания Восточной библиотеки в Банкипоре, № 151. См. Таблица Фа'л.

Суть процесса сводится к следующему: гадающий вслепую указывает на любую букву в таблице, затем, начиная со следующей, отсчитывает девять букв. Девятой будет буква одного из слов байта. Затем отсчитывается еще девять букв и т. д., до тех пор, пока он не достигнет той буквы, с которой начиналось гадание. Таким образом, обнаруживаются все буквы всех слов байта, расположенные в правильном порядке. После этого остается определить первое слово байта и найти его в диване.

Поля этого списка сохранили комментарии могольских правителей Хумайуна (913‑963/1508‑1556) и Джахангира (977‑1037/1569‑1627). Эти комментарии, главным образом, посвящены описанию их собственного опыта гадания по дивану: обстоятельствам, при которых они к нему обращались, результатам гадания. Эдвард Браун приводит шесть историй, свидетельствующих о действенности такого гадания. Все они взяты из небольшого трактата «Сокровенные предания» («Латифа‑йи Гайбиййа»). Эти истории связаны с сафавидскими шахами Исма‘илом (892‑930/1487‑1524), Тахмаспом, ‘Аббасом II (1052‑1077/1642‑1666), с самим автором и с неким Фатх ‘Али Султаном, сыном Имам‑кули Хана.

Создавались также и теоретические сочинения, объяснявшие процесс гадания, например, Хаджжи Халифа упоминает две такие работы: Кафави Маула Хусайна (ум. после 980/1572), написанное на турецком языке и сопровожденное многочисленными забавными историями, и Мухаммада ал‑Харави.

Для этих же целей использовались и «Фа’л‑нама» — специально составленные книги, к которым, наряду с диванами поэтов, прибегали, чтобы узнать будущее. Часто авторство этих книг приписывается Джа‘фару ас‑Садику. Как правило, тексты содержат описание ритуальных действий, которые необходимо произвести перед тем, как приступать к гаданию. Многие гадательные книги представлены в виде таблиц, содержащих буквы, цифры, слова или знаки, которым придается определенное значение. Иногда гадание производится с помощью выбрасывания костей.

© М.Е. Резван.


[Абджад]
[Численные значения букв]
[]
[‘Илм ал Хуруф]
[Символика букв]
[Символика букв - продолжение]
[Онотомантия]
[Джадвал]
[Магические квадраты]
[Рапсодомантия]
[Фа’л]
[Сочинения, посвященные рапсодомантии]
[Истихара]
[Магические надписи Западной Африки]
[Илм ал-Джафр]
[Илм ал-Хуруф]