toppic
   

Тематические статьи / Магия
Онотомантия

 Онотомантия.

  Под термином ономатомантия в западной науке понимаются способы постижения тайного смысла букв, слов или имен, в качестве элементов, составляющих текст. В арабо‑мусульманской традиции изучение этих способов было предметом ‘илм ал‑джафр, «науки о предсказании будущего» и ее раздела ‘илм ал‑хуруф,  «науки о буквах».

В собрании восточных рукописей и документов СПб ФИВ РАН представлена интересная серия списков, связанных с теорией и практической реализацией группы взаимосвязанных аспектов «науки о сокровенном» («‘илм ал‑гайб»). Речь идет о постижении тайного смысла букв, слов или имен, гадании по именам людей и названиям предметов. В европейской науке эти магические практики получили название ономатомантия. В мире ислама этому соответствует комплекс «наук»: ‘илм ал‑джафр и ‘илм ал‑хуруф. Особое значение и популярность приобрели здесь и «тайные знания», связанные с именами Аллаха (ал‑асма’ ал‑хусна). Среди упомянутых рукописей, входящих в состав петербургской академической коллекции, наше внимание привлекли сборные рукописи 1263 (Иран, переписана не позднее 1253/1838 г.), В 464 (1273/1856‑1857 г.) и В 3773, часть которых составляют разрозненные коранические фрагменты, а часть посвящена интересующим нас аспектам ‘илм ал‑гайб. Рукописи 1263 и В 3773 поступили в собрание в результате работы Археографической экспедиции Академии наук СССР по Татарской АССР, осуществленной в 1934—1936 годах. Рукопись В 3773, по видимому, представляет собой конспекты лекций и/или, возможно, тексты домашних заданий, выполнявшихся шагирдами (учениками мадраса) и содержит еще целый ряд текстов, связанных с учебной программой (в том числе и на русском языке), которая включала и Коран и, по видимому, начала «тайных наук». Эта рукопись, написанная старательным, но неуверенным ученическим насхом, чрезвычайно любопытна, поскольку позволяет заглянуть во внутренний мир российского мусульманина той поры.

Тетрадь ученика поволжского мадраса второй половины XIX в. убедительно свидетельствует о сохранении среди российских мусульман той поры традиции, связанной с исламскими «тайными науками», которой к тому моменту насчитывалось не менее тысячи лет. Безусловно, в этом конкретном случае речь идет лишь о поверхностном, значительно вульгаризированном восприятии отдельных элементов древних и средневековых учений, имевших свои истоки в самой разной этнокультурной среде. Шагирд учился воспринимать мир в целом и его разнообразные проявления в виде отражений, сохраненных Божественными символами и именами. Его учили «читать» тайный смысл букв и знаков, удивляться их чудесному взаимодействию со Священным текстом и между собой. Такой взгляд на мир и способ его восприятия следует считать существенным элементом мировоззрения мусульман, живших в разные века и принадлежавших к разным народам. Этот элемент, привнесенный исламом и неразрывно связанный с его Священной книгой, можно легко обнаружить и в современном мусульманском мире. Достаточно взглянуть, например, на многочисленные мусульманские веб‑сайты[1], многие из которых посвящены гаданию по Корану, о чем речь пойдет в следующей главе. См. Магическое истолкование Корана.

© М.Е. Резван.


[1] См, например, сайт http://koranet.net/main.htm, который начинается следующим текстом: «Чудо Корана в числах. Повторяемость не случайна! Слово “месяц” повторяется в Коране 12 раз, а слово “день” — 365 раз». По адресу http://assalam.dgu.ru/html11/a11-10.html можно найти результаты «краткого математического анализа букв 112ой суры «Ихлас». Графическое представление частоты использования букв, встречающихся в этой суре, представляет собой, по мнению составителя графика, слово «Аллах», написанное арабской графикой.



[Абджад]
[Численные значения букв]
[]
[‘Илм ал Хуруф]
[Символика букв]
[Символика букв - продолжение]
[Онотомантия]
[Джадвал]
[Магические квадраты]
[Рапсодомантия]
[Фа’л]
[Сочинения, посвященные рапсодомантии]
[Истихара]
[Магические надписи Западной Африки]
[Илм ал-Джафр]
[Илм ал-Хуруф]