toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия Хауса
Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса

Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса.

 

Идея консервативности, вневременности наиболее ярко прослеживается в искусстве Хауса, где и по настоящее время не просто поддерживается, но живет в своем изначальном, архаичном виде традиция каллиграфии и орнаментации, возникшая более тысячи лет назад в период зарождения исламской культуры в Хиджазе и Сирии. Налицо фиксация и удерживание принятых, проникших извне норм, не сложение своего канона, но принятие и узаконивание пришлой культуры, канонизация и сакрализация. См. Каллиграфия в мусульманской Африке

Первоисточник хаусанских орнаментов – декор мечети, поскольку толчком для развития мусульманского искусства послужил процесс оседлости хауса. Постоянное место жительства и религиозный центр – мечеть, обусловили возникновение школы переписки Корана. Поэтому именно художественное оформление культовой архитектуры стала образцом для развития форм и образов религиозного искусства. Традиционный, языческий орнамент проникал на стены мечети, откуда заимствовался каллиграфами с целью украшения рукописей. Немаловажно, что переписка Священного Текста развивалась в школах при мечетях. Орнаменты, украшающие входы в мечети в Кано и оформляющие заглавия сур Корана, имеют общую иконографию. Входы в мечеть декорируются не каллиграфическими надписями, но сугубо орнаментальными элементами. Для местной традиции характерно сплошное «татуирование» поверхности здания украшениями в охранительных целях. Один и тот же мотив встречается на всех плоских поверхностях – на стенах зданий, на коже, дереве, бумаге и т.п. Текст Корана зачастую играет роль талисмана – на изделиях из текстиля и кожи. Например, ритуальный костюм - военные туники украшены «конвертами» для  амулетов, состоящих из арабского текста и магических квадратов.

Типы орнаментов: заййана, адинкра.

Адинкра – «посмертное послание». Фулани-хауса используют печатное изображения адинкра (мусульманского происхождения) в архитектурном декоре и на кожаных изделиях. Мотивы в архитектурном убранстве фасадов г. Кано заимствованы из орнаментов текстиля, поскольку они восходят к доисламкой языческой традиции: платья бабан рига, шабка и др. Медальоны иллюминированных Коранов Хауса представляют собой традиционные орнаменты - магические круги и квадраты – нашивки на костюм, орнаменты-обереги. (См. Иллюстрация - Орнамент, текстиль.)Распространена ложная каллиграфия. Термин «bango» у хауса обозначает: 1) стены дома, 2) тугой чехол или крышка книги. Синонимичность не случайна, поскольку чехлы для книг должны были содержать священный текст, священное знание, так и земляные стены интерпретировались как вместилище священного пространства и украшались схожим орнаментом. См. Талисманы-Тамима.

 

См. Заййана

© А.С. Гриб.

 

 

 

 


[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Бумага малами Хауса]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Кораническая доска]