toppic
   

Тематические статьи / Народности
История Хауса

История Хауса

 

 

 

 

Хауса – наиболее известная этническая группа Западной Африки, в настоящее время среди хауса преобладают мусульмане, а язычество практикуется  племенем магузава. Фульбе – второй по численности после хауса народ Северной Нигерии. В Гвинее их называют пель, а в Мавритании – фулани. Смешение фульбе-фулани и хауса в 19 веке с образованием халифата Сокото привело к сложению единой культуры. (См. Язык Хауса.)

 

 

 

 

Центром фулани-хауса является город Кано, самый многочисленный город хауса-говорящих, и, кроме того, крупный центр переписки Корана. Распространено суннитское направление маликитского мазхаба, а также суфийские братства кадириййа и тиджаниййа. (См. Тасаввуф.) 

 

 

 

 

Источники по ранней истории Хауса очень ограниченны. Это устный фольклор и три хроники, восходящие к 10 веку, но записанные гораздо позднее – «Хроника Кано», «Хроника Хауса» и «Песня Баганды». Первым государственным образованием в Северной Нигерии было государство Канем (около 800 года) – севернее озера Чад, расположенное на древнем торговом пути, соединявшем государство Гана с Египтом, по которому с 9 века на территорию Нигерии стала проникать религия и культура ислама. Сначала ислам приняли кочевые племена Сахары. До завоевания Ганы Альморавидами (в 11 веке) с 9-го века ислам распространялся в Западный Судан – в Мали, Сонгаи и Канем-Борну - арабскими и берберскими торговцами и миссионерами, а города были главными очагами ислама. Многие особенности ислама Северной Африки были перенесены в Западный Судан благодаря тесным связям этого региона с Магрибом. В 1085 году при правителе Канема Умме Джимми ислам стал официальной государственной религией Канема. В 16 веке образовалось государство Канем-Борну (по образцу мусульманских государств с рабовладельческим строем), поддерживавшее экономические и религиозные отношения с Египтом, Магрибом и Западным Суданом. Но с 18 века наблюдается упадок Борну под давлением туарегов.

 

 

 

 

К западу от Борну в 8-10 веках вокруг традиционных языческих храмов у народа хауса стали складываться ранние государственные образования. Согласно легенде, в 10 веке государства организовал изгнанный из Багдада принц Байаджидда, женившийся на дочери короля Борну. «Хроника Кано» говорит о том, что к 10 веку, вполне возможно, хауса уже подверглись влиянию монотеизма, не будучи еще исламизированы. К 13 веку завершился процесс формирования в Западном Судане семи хаусанских государств, «штатов» – Даура, Кацина, Гобир, Кано, Заззау или Зариа, Рано и Бирам. С 13-14 века на эту территорию начинает проникать ислам, благодаря контактам с соседними империями Мали, Сухай и Канем-Борну. Первой стадией исламизации Кано стала деятельность миссионеров Мандинго во времена правления Йаджи во второй половине 14 века. В 15 веке в период своего расцвета при Мухаммаде Римфе город Кано становится центром мусульманской учености Западного Судана, когда в земли Хауса прибыл известный африканский богослов Абд ал-Карим ал-Магили, родоначальник исламского мистицизма в Западном Судане. По материалам путешественников по Сахаре, есть основания полагать, что на формирование дворцового церемониала оказали влияние Мамлюки, а взаимоотношения с Борну открыли дополнительный путь для проникновения ислама в Хауса.  Расцвет государств хауса приходится на 16-18 века, когда туда перемещаются южные конечные пункты транссахарских торговых путей. В следствие восстания Османа дан Фодио 1804-1808гг., «джихада» против язычников силами объединившихся крестьян и торговцев хауса с бойцами фулани, был создан халифат Сокото (1808г.), а на базе прежних городов-государств Хауса возникли эмираты в составе халифата. Сначала власть сосредоточилась в руках фуланских правителей, а затем они перешли на язык хауса и постепенно в Сокото сформировался северо-нигерийский руководящий класс – «Фулани-Хауса», обеспечивавший стабильную власть на протяжение 19 века. Обычаи и традиции слились в единую культуру фулани-хауса. В 90-е годы 19 века, в рамках борьбы за сохранение культурной и религиозной чистоты и независимости, были закрыты границы и рынки для европейцев, что оказало сильнейшее влияние на образ жизни и культурное сознание современных хаусанцев (обособленность не только от европейского, но и от мусульманского мира), несмотря на последующие политические события в 20 веке, когда административная власть в эмиратах Фулани и Борну перешла в руки англичан. В 1960 году было организовано новое правительство конституционной монархии в рамках Британского Содружества Наций. После многочисленных переворотов и войн в 1992 году было организовано гражданское правительство. Этноцентризм, этнообщинная замкнутость традиционных религий, ограниченность коллективом, племенное, клановое сознание – стали почвой для впитывания и консервирования архаичных форм мусульманского искусства.

См. Рукописи судани-хауса

 

 

 

 


[История Хауса]