toppic
   

Тематические статьи / Единобожие
Апофатическое богословие

 

Апофатическое богословие 

Неверно утверждать, что каллиграфия развивалась, дабы восполнить недостаток зрительных образов в связи с запретом на изображение Бога, Божественного и человека. Ислам – это религия Бога Невидимого. В выборе каллиграфии в качестве основного источника и, более того, основного «пути» искусства к постижению Божества, проявился весь апофатизм мусульманского богословия. Ислам взял на себя миссию искоренить из памяти уже прочно утвердившиеся до момента его зарождения религиозные практики, поощрявшие фигуративное изображение. См. Ислам и иконоборчество.

 

Арабский язык, язык Священного Корана воспринимался как чудо, дарованное Свыше. По преданию, Бог говорит с Мухаммадом через своего посланника Джибрила по-арабски, из чего следует уникальность Корана среди других книг Откровения, Писания, которые могут быть переданы на любом другом языке (Пятикнижие Моисея или Евангельский текст). Каллиграфия возникла в тот самый момент, когда потребовалось утвердить священную природу, мистическое происхождение Корана (См. Учение о неподражаемости Корана.). Откровение требует тишины и сосредоточения, поэтому всякий зрительный образ отвлекает молящегося и слушающего. Каллиграфия дала универсальную возможность синтеза молитвенной аскезы и художественной формы, являясь зрительным образом Логоса. 

 

 


[Апофатическое богословие]
[ал-Асма' ал-Хусна]
[Таблица ал-Асма' ал-Хусна]
[Теория Ал-Газали]