toppic
   

Тематические статьи / Единобожие
ал-Асма' ал-Хусна

Ал‑Асма’ ал‑Хусна - Прекрасные Божественные имена

Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним и оставьте тех, которые раскольничают о Его именах…»[1] (7:179). «…Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного, как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена…» (17:110). См. Таблица ал-Асма' ал-Хусна

Не существует однозначно кодифицированного их перечня, однако, различия весьма незначительны, например, некоторые списки включают в себя имя Аллах, другие нет, в некоторых имена ал‑Вахид и ал‑Ахад объединяются в один эпитет и т. д. Наиболее распространенными являются версии ат‑Тирмизи (210—825/279—892), ал‑Газали, ал‑Иджи (680—756/1281—1355) и ал‑Джурджани (740—816/1339—1413). Далеко не все имена присутствуют в Коране ad litteram. Многие из них являются производными от корней, встречающихся в Коране. Традиционно, все списки начинаются с перечня имен, представленных в 22—24 аййатах 59ой суры. См. Структура Корана.

Хадис, восходящий к Абу Хурайре (ок. 600—ок. 58/678), гласит: «Имен Господа девяносто девять, сто без одного, ибо Он, Нечетное Число (= Единственный) любит, чтобы Его [называли этими пронумерованными именами] одним за другим; тот, кто знает девяноста девять имен, войдет в Рай». Их произнесение стало в мусульманским мире одним из наиболее тщательно исполняемых религиозных ритуалов. Для медитативной рецитации используются мусульманские четки (субха), состоящие из девяноста девяти бусинок в соответствии с количеством имен. Имена Бога также используются суфиями в зикрах, в качестве «идеалов‑ориентиров на пути человека к совершенству»[2]. Считается, что в тексте Корана сокрыто главное — сотое имя Аллаха, заключающее в себе все остальные.

Имена Божьи играют важную роль в мусульманской магии. Они присутствуют на многих талисманах. Каждое из имен наделено определенной силой. Человек, заказывавший себе талисман, выбирал имя в соответствии со своими потребностями. Адекватной заменой самого имени могла служить его первая буква или численное выражение. В Таблице ал‑Асма’ ал‑Хусна представлен перечень «прекрасных имен» по ат‑Тирмизи с переводом основных значений, численное значение каждого имени, а также результат, который рассчитывали достичь с помощью медитативной рецитации или ношения талисмана с тем или иным именем.

© М.Е. Резван.

 


 

 

[1] Здесь и далее Коран в переводе И. Ю. Крачковского.

 

 

 

 

 

 


[Апофатическое богословие]
[ал-Асма' ал-Хусна]
[Таблица ал-Асма' ал-Хусна]
[Теория Ал-Газали]