toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Геометрические принципы основных стилей

Геометрические принципы основных стилей  

Что касается единиц измерения и пропорций, то стоит проследить некоторые особенности геометрических принципов композиции букв алфавита на примерах различных каллиграфических стилей.   

Насхи и сульс.

В почерке насхи основной модуль измерения, буква алиф, по высоте равен трем точкам, а горизонтальный элемент буква ба – семи точкам, тогда как боковые бортики буквы укладываются в две точки каждый. Когда буква частично скруглена – она должна размещаться на дуге окружности заданного размера, диаметр которой соответствует высоте стандартного алифа. Так, например, в каллиграфическом почерке сульс хвосты букв ‘айн и ра‘ соответствуют половине окружности.

Зона.

Каждую букву условно можно разбить на несколько зон. Из сочетания этих зон и строится буква. Линии определенных букв могут захватывать одну или две сферы. Как, например, с буквами сад, дад, ‘айн и т.п. В насхи – высота хвоста буквы син соответствует четырем точкам, а по ширине он укладывается в пять точек. Высота завитка буквы ха – равна шести точкам, а ширина (условно, скажем, диаметр завитка) – пяти точкам. 

Эти примеры показывают основной геометрический принцип. Каллиграф устанавливает систему измерений линий и отдельных участков, зон для каждой буквы, и должен обеспечить постоянство и графическую симметрию по всему тексту. Грубо говоря, размер знака (буквы) должен учитывать стандарт, который основан на трех измерениях: 1) точка, 2) высота алифа, ограниченная определенным количеством точек, 3) окружность, диаметр которой равен высоте алифа.

Элементы букв.

Если говорить об основных элементах, составляющих букву, то неизменно выявляются следующие три: головка, тело и хвост. Не всегда все три элемента присутствуют в одной букве, бывает, что буква состоит только из одного, например головки. См. Графические элементы письма.   

Текстуальность. 

Помимо того существует проблема взаимоотношения букв внутри текста – это интервалы, направления и взаимодействие графических элементов. Не вникая в смысл текста, мы видим ограниченное полями текстовое пространство, внутри которого происходит взаимодействие вертикалей и завитков, составляющих буквы, а также видим огласовки и точки, цветочный или геометрический орнамент. 

Текст пишется справа налево по горизонтальной оси. Письмо линейно. А по обеим сторонам этой оси появляются различные элементы, выше или ниже, над или под строкой – скругленные или прямолинейные. В месте пересечения элементами горизонтального участка буквы образуется угол.   

См. Единицы измерения, Ибн Мукла.


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]