toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Единицы измерения

Единицы измерения

Так называемый пропорциональный почерк, хатт ал-мансуб, был разработан знаменитым арабским каллиграфом Ибн Муклой. Согласно этой системе буквы должны были соответствовать определенным пропорциям, строгому канону. Однако этот канон варьировался по усмотрению каждого каллиграфа. Единственное правило, которое неизменно соблюдалось – это сохранение единства пропорций в рамках одного текста.

Названия основных единиц измерения варьируются, в зависимости от автора или региона. Поэтому систематизировать их практически невозможно. 

Основной модуль – точка.

В любой каллиграфии точка – это рабочая единица ремесленника. Размеры точки зависели от кончика пишущего материала. Ал-Калкашанди указывает, что за общепринятый стандарт был принят инструмент, которым пользовались Аббасидские халифы для подписей и инициалов. Такое стандартное «перо» называлось томар, и состояло из 24 ослиных волос (или какого-либо другого аналогичного животного), правильно соединенных и закрепленных.

Калам.

Каждый каллиграф срезал калам по собственному усмотрению, а также в согласии с каллиграфической традицией, к которой он принадлежал и помимо того, в соответствии с содержанием переписываемого текста. В этом отношении каллиграфические стили различаются по выбору того или иного типа калама и по ширине его кончика. В сульсе ширина кончика соответствует одной трети томара, и соответственно точка в сульсе тоже равна одной трети.

Алиф – единица измерения.

Высота алифа варьируется от 3 до 12 точек, в зависимости от предпочтений автора и стиля каллиграфии, в то время как его ширина неизменно соответствует одной точке. Для любого каллиграфа важным моментом было установить высоту букв, в первую очередь алифа. Как только каллиграф избирал свой модуль алифа, он должен был писать его всегда одинаково по всему тексту. Это и было основным геометрическим принципом, хотя каллиграфы нередко вносили в него свои изменения.

Окружность.

Алиф также являлся модулем для измерения диаметра воображаемой окружности, в соответствии с размерами которой писались все буквы алфавита. Каллиграф должен был руководствоваться изначально установленной, условной системой измерения, и выстраивал буквы уже в пропорциональном отношении - к ширине точки, к размеру алифа и к диаметру окружности. Все эти три элемента задавались лично каллиграфом.

См. Геометрические принципы основных стилей, Ибн Мукла.         

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]