toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Надписи Восточной Африки

Надписи Восточной Африки

 

 

Около 250 надписей было вывезено с восточного побережья Африки, из района, расположенного между Могадишу (Могадишо) в Сомали и устьем Замбези в Мозамбике, а также с близлежащих островов, включая Коморские острова и остров Мадагаскар. Основные находки, практически со всего побережья, были частично раскопаны и исследованы, но много материалов остались не обработанными. Особенно в случае с Мозамбиком и островами Керимба, поблизости от его побережья, чья исламская история практически не изучена. Несмотря на это, еще португальские авторы 16 века отмечали наличие мечетей в этом регионе и распространенную приверженность Исламу. Не обнаружено надписей на территории страны, помимо тех, что относятся к позднему времени. Одна надпись известна, но она написана полностью на суахили. Отдельные слова на суахили появляются в арабских надписях 17 - 19 веков н.э.: надписи на эпитафиях местных султанов г. Кундучи, недалеко от Дар ас-Салаам (нынешняя Танзания), а также группа португальских надписей 16-17 веков из Форт Джезус (Форт Иисус, Кения), Момбаса, с один памятник из Занзибара. Все  остальные надписи составлены по-арабски.

 

Две самые ранние из известных надписей – представляют собой эпитафии в Пятничной мечети в Барава (п-ов Сомали), датированные 498/1104-05 гг., и куфическая надпись Пятничной мечети в Кизимкази, Занзибар, датированная 500/1106-07 гг., которые если и не были вырезаны непосредственно в Сирафе, то, по крайней мере, являются произведениями сирафских ремесленников, которые работали в Занзибаре. Помимо этого, небольшое количество надписей куфи и цветочных декоративных почерков были найдены в Могадишо или поблизости, и в Малинди, Мнарани и в Момбасе в Кении. Остальные надписи составлены насхом или курсивными почерками. К сожалению, до сих пор не было предпринято достойной попытки идентифицировать или классифицировать стиль и происхождение надписей. Очевидно, что они не были местного происхождения. Но можно предположить, что некоторые декоративные надписи в Килве относятся к Фатимидскому периоду. Для точной локализации надписей предстоит еще сперва изучение новых надписей из Йемена и Хадрамаута. Большинство находок из Восточной Африки представляют собой эпитафии, многие из которых посвящены заурядным, никому не известным людям. Помимо того, сохранились 16 посвятительных надписей, увековечивающих основание мечетей на о-ве Ламу в период между 14 и 19 веками. Эти находки иллюстрируют различные стадии развития города. В Момбасе ряд надписей, в основном погребального характера, является основным историческим источником, хроникой жизни членов семьи Мазар‘и, большое число которых служили вали под сюзереном Омана с 1734 по 1837 годы н.э. В Килве есть ряд надписей в Великом дворце под названием Хусуни, однако ни одна из них не датирована. Особенно любопытна надпись на костяном роге, символе государственной власти (мбиу) на суахили, которую условно датируют 19 веком н.э. Хотя, судя по традиционной суахильской «Истории Голов», хронике того города, откуда она произошла, предполагает  более раннюю датировку – 1060/1650 г.

 

 

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands. 

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]