toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Палеография

Палеография

 

 

Каждый исследователь арабской каллиграфии, прежде всего, сталкивается со сложностями в ее методологическом изучении, по этой причине исследования, особенно раннего периода, носят проведенческий характер. А в арабской палеографии на данный момент не имеется ни одного обзорного труда, суммирующего результаты науки, полученные за всю историю палеографии. Адольф Громанн впервые предпринял попытку издать такой сводный научный труд, посвященный истории арабской палеографии, после прослушенного в Венском Университете курса лекций по этому аспекту, которые читал Жозеф фон Карабачек с 1910 по 1912 годы. Однако было опубликовано только два тома в 1967 и в 1971 годах, в которых подробно освещены исследования раннего периода – арабских авторов и западных востоковедов. Заслугой Громанна было введение термина «лапидарные стили». Он выявил различные аспекты, ранее не проклассифицированные, которых, однако, не достаточно для полноценной характеристики многочисленных стилей арабского письма, с целью создания картины его эволюции.

 

Б. Моритц в 1910 году осуществляет первую редакцию Энциклопедии Ислама. Последующие исследования касались уже только определенных конкретных аспектов науки. Например, А.Ю. Поуп посвятил отдельную работу истории персидского искусства. А. Джеффри уделяет внимание критической оценке предыдущих исследований и возможности идентификации и датировки древних арабских почерков. Некоторые работы касаются определенных географических регионов распространения почерка, иные основаны на хронологическом методе исследования, а иные посвящены творчеству определенных каллиграфов, или исследованию отдельных памятников (P.S. Rice, The unique Ibn al-Bawwab manuscript in the Chester Beatty Library, Dublin , 1955.).

 

Рекомендуемая литература:

 

 

1. B. Moritz, EI1 Arabic writing

 

 

2. Pope, Survey of Persian art, II, 1706-84

 

 

3. Arberry, A. J., Specimens of Arabic and Persian palaeography, London 1939

 

 

4. Annemarie Schimmel, Islamic calligraphy, Leiden 1970

 

 

5. E. Kühnel, Islamische Schriftkunst, 2 1972. Important works on calligraphy and various styles of

 

Writing, Tehran 1328/1949

 

 

6. A. Grohmann, Arabische Palaeographie, Teil i, Vienna 1967; Teil ii, Vienna 1971

 

 

7. A. Grohmann, The origin and early development of floriated Kufic, in Ars Orientalis, ii, (1957), 183-213

 

 

 

См. Смежные дисциплины.

 

 

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]