toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Переплет и пагинация

Переплет и пагинация

 

 

Традиция арабской книги восходит к Ранне-Исламскому периоду. Сначала листы со стихами из Корана собирались вместе и с двух сторон прикрывались деревянными крышками, и так хранились. Отсюда происходит название «мусхаф» или «масахиф», от эфиопского слова, в переводе означающее - «книга». Следуя христианским и иудейским образцам, такая форма кодекса стала использоваться для Корана сразу после редакции, предпринятой халифом Усманом. До этого было распространено профанное письмо на свитках папируса, а слово «китаб» могло обозначать любые материалы, содержащие надписи, в том числе заметки, финансовые документы или письма.

 

В ранний период в качестве основного письменного материала для стали использовать полотна пергамена. Полотно разрезалось на 4 листа, которые вкладывались одно в другое, составляя, таким образом, тетрадь. Из тетрадей (которые могли и сшиваться) формировались книги, кодексы. А для переплета, в основном, использовали деревянные крышки или папирус, которые могли обтягиваться кожей, украшаться раскрашенным деревом и костью.

 

Со времени правления Аббасидов книги и знание книги как таковой, в первую очередь, конечно, знание Коранического текста, стали основным интересом правительства в исламском государстве. Ремесло приобрело сакральный статус. Книжным делом занимались в канцеляриях, где были доступны дорогостоящие материалы, и, кроме того, книжное дело служило прекрасным способом к существованию – одни и те же мастера могли заниматься бумажным и переплетным делом, и одновременно заведовать книжной лавкой.

 

Материалы, переплет, формат и почерк – все зависело от целей, от назначения рукописи и от сферы использования. Как, например, почерком, предназначенным исключительно для переписки Корана, не могли писать стихи или трактаты по медицине.

 

По обработке материала или переплета можно судить как о месте происхождения рукописи, так и периоде ее создания. Например, украшение центральной части крышки переплета, аппликации в виде геометрических орнаментов и узоров из латуни, треугольные отвороты, чтобы защитить от повреждений углы крышки, и застежки – появляются уже в ранний период. Клей асфодель использовался в сиро-палестинском регионе, а пшеничный клей – в южной Аравии.

 

В более позднее время «тетрадь» рукописной книги уже, в основном, состояла из пяти двойных листов. Нумерация страниц появилась гораздо позже, и, по большей части, уже с современное время. Больше была распространена пагинация листов.

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]