toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Турецкая каллиграфия

Турецкая каллиграфия.

 

Знаменитые каллиграфические стили, известные как «шестерка почерков», аклам ас-ситта, были значительно усовершенствованы благодаря рафинированной математической и пространственной точности, которой сумел добиться и создать самостоятельный турецкий стиль известный мастер Шейх Хамд Аллах (840-926/1436-1520), работавший при дворе султана Мехмеда II и Баезида II. До этого вплоть до захвата Стамбула в 857/1452 году турецкие каллиграфы следовали традиции, начатой Йакутом ал-Муста‘сими. Однако после захвата города возникли новые стили, и постепенно Стамбул превратился в центр каллиграфии.

Турецкие мастера достигли настоящих высот в разработке шести каллиграфических почерках. Возникло даже выражение: «Коран был ниспослан в Мекке, рассказан в Египте и записан в Стамбуле».

«Каллиграфия в османское время дала развитие многим относительно просто читаемым почеркам. Знаменитые каллиграфы Хамидулла, Карахисари и другие развили до совершенства стандартный тип Коранов, переписанных насхом, создали новые монументальные надписи сульсом и мухаккаком. Подобно миниатюрам на отдельных листах появились каллиграфические надписи (цитаты из Корана и высказывания Пророка Мухаммада). Большие листы содержали переписанные разными почерками описания Пророка. Параллельно развивались и очень сложные мелкие почерки (как, например, рика), плотно толпящиеся буквы которых на документах наряду с эстетическим имели и практический смысл. В таком документе невозможно было что-нибудь вставить или изменить. Вершиной каллиграфического ухищрения стали османские тамги — имена султанов, написанные так замысловато, что они превращались в графические символы, похожие на родовые знаки древних тюрков». (М.Б. Пиотровский, Загадка мусульманского искусства. Полный текст статьи См. http://sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?mode=print&story=20050407021057698)

.

 

 

См. Куфи в Турции, Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘, Турецкие стили мухаккак и рихан, Турецкий дивани, Турецкий почерк наста‘лик, Турецкий почерк рика‘, Турецкий почерк та‘лик, Турецкий сийакат, Турецкий стиль джали, Турецкий стиль губар, Турецкий стиль мусанна 

 

 Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands. 

 

 

 

 

 

 

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]