toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Древо жизни

Орнаментальный "колофон" «Древо жизни»

Мотив «древа жизни» – который появляется в так называемых «колофонах» на полях Корана Дорн-6 (См. Иллюстрация), как и во многих других ранних рукописных Коранах - мог быть навеян вполне конкретными образами византийских иллюминированных рукописей. Не говоря о заимствовании, приведем для сравнения пример оформления Византийского Евангелия Рабулы, 586г (См. Иллюстрация). Предположим в качестве гипотезы, что тот же элемент присутствует в оформлении Евангелия, но уже не в орнаментальном виде, а в изобразительном. Художник, оформлявший Евангелие, изображает над архитектурной постройкой 2-х павлинов в фас - символических птиц с распушенными хвостами в форме круглого куста или цветка. Павлиньи перья - глазки - это те же листья и завитки в круге – только стилизованные. Иными словами, в Коране изобразительный элемент модифицируется, орнаментально стилизуется. Кроме того, архитектурный мотив оформления этой страницы Евангелия перекликается с оформлением заставок Корана (РНБ) под шифром Марсель-13 (коринфская капитель и прямоугольная база с орнаментальным оформлением внутри прямоугольника;  архитектурные мотивы встречаются не только в византийских христианских рукописях, но и в армянских). Мотив меандрового завитка с цветком в его основном виде встречается неоднократно в Византийском искусстве, например, в миниатюре Нового Завета (1072г.). Безусловно, подобное сравнение мусульманского «колофона» и «павлиньего хвоста» из оформления Евангелия, может показаться натянутым. Однако есть все основания полагать, что заимствования были, если не напрямую, то косвенно. Хотя на данном этапе такое предположение является всего лишь гипотезой[1].

Элементы украшения могилы Пророка напрямую восходят к иудео-христианскому погребальному искусству. (См. «Михраб» как «место захоронения» - молитвенная ниша в виде арки, которую поддерживают колонны с капителями).

 

В христианской символике хвост павлина воспринимался как солярный знак, символ вечности. В Ближневосточной традиции встречается изображение двух павлинов по сторонам «древа жизни» - «символ двойственной природы человеческой психе. В первые десять веков христианства павлин был распространенным символом Христа. Он был известен как символ Воскресения, а во многих произведениях средневековой живописи крылья ангелов созданы из павлиньих перьев»[2].

Заметим, что во многих унванах куфических рукописных Коранов на внешнем крае листа появляется тот же «колофон» – «древо жизни», что и на украшенных страницах рукописи Дорн-6, в которой, однако, не содержится отдельных унванов как таковых.

В ранних унванах встречаются различные варианты мотива «древа жизни». Чаще всего они имеют черты сложного орнаментально решенного цветка или узорчатого листа. И почти всегда этот мотив вписывается в круг. Тот же мотив появляется в I-ой Ленинградской Библии из собрания Фирковича.

Просматривая альбом по Еврейским рукописным книгам, удалось обнаружить явное орнаментальное сходство в оформлении Епископской Bedell Библии с арабскими ранними унванами. Эта книга происходит из Италии (Рим) и датируется 1284г. Даже при первом взгляде на оформление "ковровых страниц" - титульного листа в разворот - становится очевидно заимствование композиционного решения, с той лишь разницей, что еврейская рукопись имеет вертикальный формат, в отличие от арабских, и детали орнамента витой решетки имеют более позднее происхождение, нежели упрощенные геометрические формы унванов.

[1] «Образ Храма» Шукуров Ш.

[2] http://www.classicalmosaics.com/celestial_bird.htm


См. Арабеска.


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]