toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Архитектурные мотивы в ранних Коранах

Архитектурные мотивы в ранних Коранах.

Говоря о другом типе ковровых страниц иудейских рукописей, архитектурном, мы снова сталкиваемся с фактом параллелизма. Этот тип заполнения страницы декоративными элементами создан из предметов Табернакля, его характерных особенностей. Первая Ленинградская Библия представляет 2 стилизованных вида Табернакля: плана иудейского Храма с архитектурными деталями и изображением убранства (семисвечники, алтарь, Скрижали Завета и т.п.). См. Еврейские иллюминированные рукописи. Унваны ранних коранических рукописей.

«До нас дошли изображения ковчега в виде мозаики на полу апсиды. Основная часть этих орнаментов включает пару или 2 пары колонн, поддерживающих полукруглую арку, обрамляющую конху, тогда как […] ковчег представлен как пара дверей между колонн, таким образом, символизируя дверной проем, портал загробной жизни, или «портал смерти»»[1].

Листы Корана из Сирии (Дамаск, ок. 710-715гг.), неоднократно исследованные (Дом рукописей, г.Сана) и представленные на многих выставках (в частности[i]), выполненные почерком куфи/хиджази раннего периода, на заре становления каллиграфической традиции (См. Типология коранического почерка), представляют  собой изображение архитектурного сооружения. В этих примерах иллюстрации занимают целую страницу. И здесь мы сталкиваемся, но уже в мусульманской трактовке, с изображением храма, схематическим развертыванием архитектуры с намеками на внутреннее убранство. "Изображение мечети не воспроизводит конкретного здания, но [...] отражает определенный тип мечети, который был впервые использован Омеййадским халифом ал-Валидом для соборной мечети в Дамаске. Такой же тип двора был использован для Харам ан-Набави, мечети Пророка в Медине, и при расширении соборной мечети в Сане. [...] подобные изображения мечетей, очевидно, связаны со строительной программой ал-Валида"[ii].

Каллиграф приводит не только план мечети, но и минбар перед михрабом, многочисленные светильники, и места для омовения. Обратим особое внимание на то, что элементы оформления заглавий Корана (РНБ) под шифром Марселя-13 при сопоставлении с изображением мечети из Сирийского Корана очень многое объясняют, раскрывая тайну мистических символов - колонн, предваряющих суру Корана (Марсель-13). Прежде всего, мотив на л.19 (об.) Марселя-13, вероятно, условно имитировал здание мечети, символизируя молитвенное здание. А именно: ваза у основания - это ваза для омовения, колонны - одна над другой - это колонные ряды мечети. Подобное изображение колонных рядов мечети характерно для молитвенных ковриков (См. Саджжада).

Поскольку рукопись Корана РНБ под шифром Марсель-13 происходит из Каирской мечети, возникла идея попробовать поискать некоторые параллели в архитектуре Каира, если таковые имели место быть. Поиск в этом направлении позволил несколько конкретизировать мотив колонны (лист 1 Марсель-13). В оформлении аркады мечети Ибн Тулуна мы встречаем архитектурный рельеф в виде растительного орнамента - на архитраве. И этот мотив словно вырастает из пилястры над ее капителью, что мы и видим в заставке на л.1 Марсель-13. Мотив вырастания дерева - растения из колонны - также присутствует в Сирийском Коране, в изображении мечети. А капитель нижней колонны на л.19 (об.) напоминает стилизованное обобщение капители арки мечети Ибн Тулуна. Кроме того, на фасаде мечети ал-Акмар в Каире мы встречаем (что немаловажно) "стрельчатые ниши, заполненные своеобразным гофрированным сводом, и узорные розетки"[iii]. Такая ниша напоминает нишу михраба, обрамляют которую по бокам две пилястры того же типа, что и колонны (1л. Марсель-13). Двойная колонна/пилястра имеет два вида каннелюра - вертикальное (в нижней части) и диагональное (в верхней). Подобное замечание, безусловно, не говорит о  прямом заимствовании или о конкретике образа, но лишь о непрерывности иконографии.



 

[1] Encyclopaedia of Islam. Electronic version. Mihrab.  



[i]Земное искусство – небесная красота. Искусство ислама. Под ред. М.Б.Пиотровского. Каталог выставки. - Эрмитаж, 2000.

[ii] там же, с.132

 

[iii] Веймарн Б.В., Т.Каптерева, А.Подольский. Искусство арабских народов (средневековый период). - М.: "Иск-во",1960.  С.98.

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]