toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Ибн Мукла

Ибн Мукла.

272г. хиджры/886г. – 328/940

Ибн Мукла и Ибн ал-Баввaб по праву считаются родоначальниками арабской каллиграфии.

Личность Ибн Муклы и по сей день остается легендой. Поэты слагали песни и стихи, воспевая его талант. Абдулла ибн ал-Зариджи писал: «Ибн Мукла – пророк в искусстве каллиграфии». Он упорядочил арабскую каллиграфию. В основе его принципа каллиграфии – круг (или окружность), который служит модулем для любого элемента в строгой, детально разработанной системе пропорций. Точка является единицей измерения для всех букв арабского алфавита. Помимо того, каждая буква складывается из определенного количества точек. См. Единицы измерения.

Ибн Мукла составил свод правил для достижения совершенства в письме. Среди обязательных правил: изучение пропорций; подчеркивание геометрических форм согласно движению и положению – горизонтальному, вертикальному, скругленнному или скошенному; соответствие жирных и тонких линий. Непременное условие - когда держишь калам, рука должна быть уверенной, но гибкой и свободной, дабы избежать дрожания и волн на письме. См. Геометрические принципы основных стилей.

По некоторым источникам, Ибн Мукла, кроме того, вел активную политическую деятельность и отличался героической стойкостью. За участие в заговоре против халифа Рaди Биллaха ему была отсечена правая рука. Тем не менее, он продолжал писать левой. Тогда ему отрезали язык и он скончался в темнице. Согласно легенде «щедрость Ибн Муклы была неисчерпаемой, а его искусство – райским».

К сожалению, не сохранилось ни одной рукописи этого знаменитого каллиграфа, однако многие тексты были атрибутированы как творения Ибн Муклы без веских на то причин, исключительно благодаря его популярности. Учеником, по истине достойным своего учителя, был Ибн ал-Баввaб.


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]