toppic
   

Тематические статьи / Каллиграфия
Рукописи судани-хауса

Рукописи судани-хауса

 

 

Основные особенности коранических рукописей судани-хауса.

 

 

Кораны Хауса можно узнать и по следующим параметрам: орнаменты сура-разделители, выполненные в уникальной манере, значки на полях, по типу бумаги, и, по уникальным особенностям почерка, характерным для местного регионального стиля каллиграфии.

 

 

Среди отличительных признаков: вертикальный формат рукописи, средний размер Корана, плотное расположение текста на странице, сплошная вокализация текста, наличие иллюминирования в виде чисто-африканских мотивов – орнаментов типа «заййана» (орнаментальный тип «заййана», широко распростаненный в каллиграфии Хауса, можно рассматривать как модификацию традиционного унвана, предваряющего или завершающего рукопись или раздел, «carpet page»). Тип заййана используется в украшении досок макарантар алло и медальонов на полях, традиционных для местной пост-языческой культуры, использование наряду с густыми черными ярких цветных чернил, непременное использование циркуля для основных знаков деления текста Корана, отдельные не сшитые листы. Дополнительным признаком для атрибуции рукописей является бумага с водяными знаками так называемого типа «tre lune». Листы в рукописи не скреплены, не используется нумерация страниц. Кроме того, сугубо в Коранах Хауса зачастую присутствуют пометки на полях – комментарии и исправленные предложения – которые записаны не только на арабском, но и на местном аджами, то есть языке хауса  в арабской графике. Традиционный футляр тадариши также служит указанием на хаусанское происхождение рукописи.

 

 

Мастерство каллиграфа в Хауса шлифуется в течение долгого времени в процессе обучения на досках макарантар алло. Доска алло также используется переписчиками Корана для опоры, поддержки бумаги. Поэтому кораническую каллиграфию Хауса не возможно рассматривать в отрыве от оформления макарантар алло. И для рукописей, и для досок, мастерами, в основном, использовались одни и те же инструменты. Существенное различие – в использовании чернил.

 

 

Для оформления текстов повсеместно используются тростниковое перо, калам, циркуль  «bukari»для окружностей, а также лезвие или нож – для заточки калама. Несколько каламов связываются вместе куском ткани и хранятся в специальных пеналах, которые делаются и различных материалов – кожи, дерева и даже металла.

 

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Письменные принадлежности]
[Калам]
[Арабская рукописная книга]
[Выдающиеся каллиграфы]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Ибн ал-Бавваб]
[Ибн Мукла]
[Магрибинские региональные стили]
[Мусульманская каллиграфия]
[Чернила малами Хауса]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Рукописи судани-хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Мусульманская каллиграфия]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Происхождение бумаги]
[Йакут ал-Муста'сими]
[Шестерка почерков]
[Трактаты по каллиграфии]
[Возникновение региональных стилей]
[Геометрические принципы основных стилей]
[Графические элементы письма]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Единицы измерения]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Каллиграфические техники]
[Коранистика и каллиграфия]
[Культура заметок]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Магические надписи Западной Африки]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[О суфиях-каллиграфах]
[Облик диктуется функциональностью]
[Основные стили Персии]
[Особенности арабской книги в позднее время]
[Палеография]
[Переплет и пагинация]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Профессия каллиграфа]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Смежные дисциплины]
[Кодикология]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Техника мусалсал]
[Техника мусанна]
[Титульный лист и колофон]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Чернила]
[Школы куфического письма]
[Языковая экспансия]
[Бумага малами Хауса]
[Тугра]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Баннаи]
[Омеййады]
[Коранические доски музея Бранли]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]
[Орнамент-талисман]