toppic
   

Тематические статьи / Мистицизм
Численные значения букв

Численные значения букв

 

 

Численные значения букв обычно использовались:

 

 

- на астролябиях;

 

- при составлении хронограмм;

 

- в пагинации;

 

- в разнообразных процедурах, связанных с гаданием и при изготовлении талисманов.

 

 

Для постижения внутреннего смысла явления или вещи, скрытого за словесной формой, слова или фразы (зачастую взятые из Корана или другого почитаемого текста) разделялись на буквы, которые играли роль ключа к слову и, претерпевая ряд модификаций, формировали в конечном итоге новые слова, наделенные новыми смыслами, которые должны были открыть тайные значения исходного объекта.

 

 

Таким же образом осуществлялись и попытки мистической экзегезы Корана. Это был один из путей приближения к Божественному разуму. Особая роль отводилась буквам, составляющим отдельные коранические айаты и Божественные имена, а также семи буквам, не встречающимся в первой суре Корана (ث، ج، خ، ز، ش، ظ، ف / са, джим, ха, зайн, шин, за, фа). Также существовал и противоположный метод, основанный на комбинировании букв. Например, устанавливалась иерархия внутри различных групп: буквы с числовыми значениями 2 — 20 — 200 (ب — ک — ر / ба—каф—ра) играли подчиненную роль относительно группы со значениями 4 — 40 — 400 (د — م — ت / дал—мим—та) и т. д.[1].

 

Численное значение каждой буквы по абджаду может быть заменено другим, полученным при сложении букв, составляющих одно из имен Аллаха[2], начинающееся на соответствующую букву.

 

 

В результате объединения традиций иудейского и эллинистического происхождения с суфийскими теориями была создана исключительно сложная и запутанная система. Один из главных авторитетов в «науке о буквах» ал‑Буни писал: «Не следует полагать, что тайна букв может быть постигнута с помощью логических рассуждений, этого можно достичь лишь путем озарения и благодаря Божественному вмешательству»[3].

 

 

Гадание с помощью букв всегда занимало привилегированное положение среди других техник гадания. Это объясняется особым отношением мусульман к букве, как важнейшему символу и ключевому инструменту передачи Божественной мудрости. Ведь Коран — «прямая речь» Бога, восходящая к «хранимой скрижали», небесному архетипу всех Писаний. Изображения коранических фрагментов — «картин Слова Божьего» часто играли в мечети ту же функциональную роль, что и росписи христианских храмов, а каллиграфия стала основой художественной культуры ислама.

 

 



[1] Marquet Y. Coran et création. Traduction et commentaire de deux ex­traits des Ikhwan alsafa // Arabica. – 1964. — XI. — P. 280.

 

[2] Подробнее об именах Аллаха см. 1.3

 

[3] Цит. по: Fahd. Huruf // EI.

 


[Тасаввуф]
[Абджад]
[Численные значения букв]
[‘Илм ал Хуруф]
[Символика букв]
[Символика букв - продолжение]
[Онотомантия]
[Джадвал]
[Магические квадраты]
[Рапсодомантия]
[Фа’л]
[Сочинения, посвященные рапсодомантии]
[Истихара]
[Магические надписи Западной Африки]
[Хуруфиййа]
[Илм ал-Джафр]
[Илм ал-Хуруф]