toppic
   

Тематические статьи / Коран
Собирание и составление Корана

Выдержки из книги: Л.И. Климович. Книга о Коране, его происхождении и мифологии, Москва. 1988

«Разрабатывались нормы мусульманского права, создавались богослужебные руководства, закладывались основы будущей литературы ислама, его священных книг. Самой ранней из них явился Коран, в своем содержании еще почти целиком связанный с Аравией. Корану-книге предшествовали и сопутствовали записи законодательного и богослужебного значения, существовавшие частью, как можно судить по преданию, уже при первых халифах. Некоторые из них восходили к аналогичным записям проповедников раннего ислама или ханифизма в Мекке и Медине. Таким записям – «чтениям» – придавалось значение руководства, хотя тексты разных записей не были согласованы и, как отмечают предания, по одним и тем же вопросам в них имелись противоречия. С распространением ислама и власти халифов на большой территории наличие противоречивых записей могло дать повод к отклонениям в богослужебной и законодательной практике, привести к нежелательным для центральной власти осложнениям. Поэтому возникла необходимость устранить разноречивые списки и составить единый свод записей, придав ему характер восходящего к Аллаху канонического писания – Корана.

О большом значении, которое придавалось составлению такого свода, можно судить по тому, что этим делом руководили представители правящих кругов во главе с халифом. Согласно преданиям мусульман-суннитов (См. Сунна.), первым инициатором составления откровения Аллаха, передававшихся покойным Пророком Мухаммадом, был купец, а затем один из энергичных руководителей мединского объединения мусульман – халиф (с 634 г.) Омар ибн ал-Хаттаб, посоветовавший своему предшественнику халифу Абу Бакру дать по этому поводу соответствующее распоряжение. Абу Бакр согласился и поручил это дело 22-летнему мединцу Зейду ибн Сабиту, в последние годы жизни Пророка Мухаммада, состоявшему при нем в качестве писца.

[…] Зейд собрал и сличил разрозненные записи на плоских костях, камнях, коже, пальмовых листьях, на всем, что использовалось тогда для письма. (Кроме того, записывал рассказы современников, «Откровения Аллаха».) Все это, заново просмотренное Зейдом и переписанное на отдельных листах – ас-сухуф, составило первую редакцию Корана, которая поступила в распоряжение руководства Халифата при халифах Абу Бакре и Омаре, но не переписывалась, не размножалась. Стали появляться альтернативные списки».

Но возникали разногласия и несовпадения. Списки не совпадали по составу, числу и последовательности глав, по смыслу и полноте входящих в них сообщений. Тогда возникло решение составить единый список. Халифу Осману [Усману]  принадлежит заслуга создания единого текста, официальной канонической редакции. Осман обратился к тому же Зейду ибн Сабиту и бывшим сахабам – соратникам Мухаммада. После этого были «отобраны все записи «Откровений Аллаха», имевшиеся у отдельных лиц. Сличив конфискованные тексты с первой редакцией Корана, подготовленной Зейдом, и приняв или отвергнув ту или другую вновь полученную запись, составители Корана по приказу халифа уничтожили все оригиналы насильно или добровольно собранных текстов».   

Затем 4 экземпляра османовской редакции Корана были разостланы в Дамаск, Куфу, Мекку и Басру.

Хариджиты признают только Абу Бакра и Омара – первых двух халифов, шииты – только Али. В процессе составления канонической редакции Корана сура «Два светила» («ан-Нурайн») – якобы уничтожена Османом из-за восхваления Али.

«Постановка диакритических знаков – внесла дополнительные изменения в каноническое издание. Диакритика – значки, отличающие буквы одинаковые по графике. Не ранее 702 года по предложению наместника Ирака Ибн Йусуфа ал-Хаджжаджа (660-714). В раннем тексте не ставились удвоения букв, краткие и долгие гласные (огласовки), что приводило к путанице во временах. К более позднему периоду относятся и заглавия сур[]»

«Конец 7 – начало 8 века – самые ранние из дошедших до нас текстов – это время редакции ал-Хаджжаджа. В Османовском Коране есть черточки – диакритические, но нет надстрочных и подстрочных знаков – хамза, мадда, тешдид, сукун, краткие гласные».   

«Составлен Коран на том арабском языке, который, как отметил академик Крачковский, «мы называем «песенным», но он значительно затемнен при письменной фиксации».

О роли чтений и чтецов.

«Принятое чтение затем оказывало влияние на последующее закрепление текста при проставлении в нем диакритических значков и т.п.» «Наука чтения «влияла на фиксацию текста Корана» - интерпретатор Корана Режи Блашер (Introduction au Coran, pp. 102-103)[…] После установления канонического текста Корана разные чтения этой книги продолжали существовать, хотя, правда, в основном уже как формы декламации. К X-XI  векам установилось несколько «школ» такого чтения; некоторые из них существуют и в наше время».

См. Структура Корана, Коранистика и каллиграфия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[Собирание и составление Корана]
[Структура Корана]
[Фаватих ас-Сувар]
[Коранистика и каллиграфия]
[Коран]
[Сура]
[Тафсир]
[Коранические доски музея Бранли]