toppic
   

Тематические статьи / Филология
Легенды происхождения

Легенды о происхождении.
 
В некоторых книгах жизнеописаний приводятся слова: «…первый, кто совершил арабское начертание, был Адам, - пророку нашему и ему благословение и мир! После него Сиф, сын Адама. А во времена его святейшества пророка Исмаила – нашему Пророку и ему благословение и мир! – изобрели арабское письмо.» А в иных говорится, что вначале было письмо Еноха. В Трактатах же мы читаем: «…в древности не было письма и начало этому положил Тахмурас Дивбанд, шах мифической иранской династии Пишдадидов. Прославлен эпической традицией в качеств покорителя чудовищ – дивов, отсюда прозвище Дивбанд, державнейший из дивов в оковах».(См.Бартольд, Т.6, С.59.) Та же традиция считает его основателем письменности. Cм. Теория трансформации архаичного письма.


В Трактатах говорится, что изобретались почерка с различными названиями: еврейский, беберский андали, китайский, коптский, набатейский, греческий, сирийский и др. Некое письмо маакали представляло собой совокупность прямых линий без какой-либо округлости форм. Наилучшим письмом маакали считалось то, в котором можно читать черноту и белизну (форма белого пятна), ограниченном линией. Вполне возможно, что речь идет о шрифте куфи, поскольку подобные критерии можно смело к нему применить.


Южно-арабский язык.


Йеменская культура у арабов называлась химьяритской,  а язык химьяритский был родственен арабскому, сохранились химьяритские надписи , датированные периодом от 9 в. до н.э. до 6 в. н.э.. Химьяритский язык был  вытеснен арабским. Первые попытки записать арабскую речь связаны с применением сабейского алфавита (консонантный алфавит – 28-29 знаков), который принято считать южной ветвью арабского языка. Он был распространен на территории от Синая до Йемена (запад Аравии). Дошедшие до нас надписи относятся к периоду 5 до н.э.- 4-5 вв. н.э. – преимущественно надгробные и посвятительные.


Северо-арабский язык.


Семитское население Сирии и Месопотамии по обе стороны римско-парфянской границы говорило на арамейском языке. Арамейский был языком арабов-набатейцев, основавших  Набатейское царство. Принято считать, что именно набатейский диалект арамейского языка трансформировался в классический арабский – язык Корана*. Северо-арабская письменность сначала утвердилась в северо-восточной Аравии среди арабских племен, населявших Хиру и Анбар. Оттуда в конце 5-го –начале 6-го вв. он распространился в Хиджаз.
 
*Е.А.Резван. Коран и его толкования (тексты, переводы, комментарии).СПб: «Петербургское востоковедение», 2000. – Ч.1.
«Ранние списки Корана подтверждают, что к началу пророческой деятельности Мохаммада Аравия была знакома с книгой, а арабское письмо было к этому времени достаточно развито для передачи текстов большого объема и сложности […].Возможно, существовали библейские тексты, писанные арабским письмом […]

В.В. Бартольд. Сочинения. В 9-ти томах. М.,1963-77. Т.6. С.148. «Надписи 6 века показывают, что в церковный христианский обиход уже в то время входил и арабский язык».


[Диакритические знаки]
[Семитская языковая группа]
[Легенды происхождения]
[Lingua franca]
[Язык хауса]
[Надписи Восточной Африки]
[Языковая экспансия]
[Знаки вокализации]
[Использование арабской графики]