toppic
   

Тематические статьи / Декоративно-прикладное искусство
Изготовление талисманов

Изготовление талисманов

 

 

 

 

Для многих людей изготовление талисманов было профессией[1]Cчиталось, что помимо средств к существованию, талисман обеспечивает защиту своего создателя. В первую очередь, это относилось к переписке рукописей Корана. (См. Материалы для талисманов. Рубахи-талисманы. Талисманы - Тамима. Талисманы - Филактират.)

 

 

 

 

Существует огромная теоретическая литература, посвященная правилам изготовления талисманов[2]. Также широко распространены Кораны, на полях которых расписаны магические значения тех или иных айатов[3]. Как правило, реальные магические узоры и формулы не соответствовали образцам, представленным в многочисленных руководствах по магии, количество которых значительно увеличивается начиная с XI в. Здесь неоспоримое первенство принадлежит трудам ал‑Буни. Одним из самых авторитетных и распространенных сочинений по магии было его «Шамс ал‑ма‘ариф» («Светоч знания»), которое существовало в трех авторских редакциях: короткой, средней и длинной. Трактат состоит из сорока глав, посвященных магическому использованию букв и цифр, особым свойствам отдельных коранических айатов и асма’ ал‑хусна. Наряду с Кораном и благочестивыми молитвами автор использует иудейскую, эллинистическую и другие доисламские магические традиции, являвшиеся неотъемлемой частью культуры современного ему общества[4].

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ дошедших до нас магических текстов и предметов быта позволяет сделать вывод о том, что предложенные авторами магических трактатов изощренные теоретические системы не имели широкого распространения в быту, а изготовители амулетов использовали куда более простые и унифицированные образцы.

 

 



[1] И в этой сфере человеческой деятельности находится место мошенничеству. Сообщают, что во время восстания Махди в Судане (к. XIX в.) солдаты его армии покупали амулеты, в которых должны были быть коранические тексты и молитвы, предназначенные охранять воинов, однако, кожаные футляры были пусты. Возможно, однако, что это была преднамеренная акция, призванная лишить воинов защиты. (Последним замечанием мы обязаны Р. Р. Рахимову). Ibid. — С. 50‑51.

 

 

[2] См., например, пятый раздел «Маджму‘а фава’д‑и ‘Усмани». — 1316. — С. 107‑113. На рис. 2 представлены несколько типов текстов для талисманов. (Мы благодарны А. А. Хисматулину за указание на этот сборник). В 2000 году вышла книга Ф. И. Абдуллаевой, содержащая раздел, посвященный персидским рукописям из собрания СПб ФИВ РАН, связанным с использованием различных коранических отрывков в талисманах. Абдуллаева Ф. И. Персидская кораническая экзегетика (переводы, тексты, комментарии). — Санкт‑Петербург, 2000.

 

 

[3] См., например: Donaldson. Op. Cit. — P. 132, 184.

 

 

[4] Khalili, XII. — P. 65. — MSS 556.

 

 


[Арабский язык]
[Саджжада]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Минаи]
[Керамика]