toppic
   

Тематические статьи / Декоративно-прикладное искусство
Футляры для талисманов

Футляры для талисманов

 

 

Тумары и базубанды — футляры для амулетов, в которых, в частности, могли храниться коранические цитаты и молитвы, написанные на бумаге[1]. Они входят в состав украшений всех мусульманских народов Центральной Азии[2]. Степень их распространения напрямую зависела от степени проникновения ислама в быт и сознание людей. Футляры могут быть самых разнообразных форм — прямоугольные, квадратные, треугольные и цилиндрические. Как правило, они богато украшены чернью или позолотой, инкрустированы камнями. На них могут быть нанесены как стилизованные, так и подлинные арабские надписи[3].

 

 

Тумары носили на шее (бўйин—тумар)[4], на груди (кўкрак—тумар) и под рукой (к*ўлтук—тумар), а также на левом плече[5]. Кроме того, их могли прикреплять к головному убору и одежде. Все приведенные термины тюркского происхождения. Персидское слово базубанд — «браслет», свидетельствует о практике ношения амулета на запястье. Таким футлярам, как правило, придавалась трубчатая форма[6]. Этим же термином мог обозначаться сердолик, с выгравированной на нем каллиграфической надписью[7]. Используемая терминология указывает на два источника проникновения тумаров в Мавераннахр — тюркский и иранский.

 

Эти амулеты носили главным образом женщины (особенно беременные и кормящие) и дети[8], которых тумар был призван охранять от всевозможных болезней, сглаза и разнообразных видов воздействия сил зла. Тумары использовались женщинами для облегчения родов и увеличения числа детей. Они являлись одним из обязательных элементов свадебного костюма, поскольку считалось, что невеста в свадебном наряде особенно подвержена влиянию темных сил.

 

 

По‑видимому, действенность тумаров как амулетов определялась не только наличием в них коранического текста, но и самой их формой и внешним видом, т. к. известны образцы, заполненные мастикой, варом или гипсом, покрытые сверху золотой или серебряной фольгой, а также плоские орнаментированные пластины[9].

 

 

Существует мнение, согласно которому тумары ведут свое происхождение от доисламских футляров, в которые помещались глиняные или деревянные фигурки божков[10]. Д. А. Фахретдинова считает, что первоначально эти футляры играли чисто утилитарную роль игольниц[11].

 



[1] Ранее они были известны под словом bitig, «надпись, письмена». У татар до XIX в. сохранилось название амулетов — бети. См.: Фахретдинова. Op. cit. — C. 53, 141.

 

[2] Такая же практика была распространена и на Кавказе, причем и мусульмане, и христиане в качестве оберега использовали написанные на бумаге молитвы, зашитые в кожу или ткань. Их носили на шее. Мусульмане, когда наступало время первого выхода с младенцем на улицу, брали с собой Коран. См: Пчелинцева Н. Д., Соловьева Л. Т. Амулеты и обереги в детской обрядности народов Кавказа // Лавровские чтения (среднеазиатско‑кавказские). 1998‑1999. — Санкт‑Петербург, 2001. — С. 114.

 

[3] Пример тумара XXII в. с псевдоарабской надписью см.: Фахретдинова. Op. cit. — C. 53.

 

[4] Нашейные тумары узбеков имели цилиндрическую форму. См.: Шаниязов К. Ш., Исмаилов Х. И. Этнографические очерки материальной культуры узбеков конца XIX‑начала XX вв. — Ташкент, 1981. — С. 103.

 

[5] Примеры тумаров всех типов см.: Фахретдинова. Op. cit. — C. 145‑147.

 

[6] Примеры различных базубандов см.: Фахретдинова. Op. cit. — C. 148‑149.

 

[7] Ibid. — C. 149.

 

[8] Однако, описанный Веселовским базубанд принадлежал мужчине. См.: Веселовский. Op. cit. — С. 162.

 

[9] Чвырь. Op. cit. — С. 97.

 

[10] Борозна. Op. cit. — С. 292‑293.

 

[11] Фахретдинова. Op. cit. — С. 53.

 


[Арабский язык]
[Саджжада]
[Талисманы - Тамима]
[Материалы для талисманов]
[Изготовление талисманов]
[Правила ношения талисманов]
[Ювелирные украшения - талисманы]
[Футляры для талисманов]
[Рука Фатимы]
[Талисманы-Филактират]
[Таблицы-талисманы]
[Рубахи-талисманы]
[Магические надписи]
[Талисман из коллекци СПб ФИВ РАН]
[Минаи]
[Керамика]