toppic
   

Тематические статьи / Трактаты по каллиграфии
Трактаты по каллиграфии

Обращаясь к исследованию законов мусульманской каллиграфии, стоит обратить внимание на определенный жанр в литературе, поэтико-теоретический, посвященный искусству – это знаменитые «Трактаты» по каллиграфии. Самая ранняя из дошедших до нас рукописей, «Устав цеха живописных дел мастеров», датируется рубежом 14-15 вв.н.э., а остальные трактаты относятся уже к более позднему времени - 16-17 векам н.э. Самые знаменитые из них принадлежат мастерам каллиграфии - Султан-Али Мешхеди, Дуст-Мухаммаду и Кази-Ахмеду Мир-мунши ал-Хусайни. Выдающееся сочинение в стихотворной форме под названием «Канон изображений» (Канун ас-сувар) было создано азербаджанским художником и поэтом Садик-бек Афшара. См. Выдающиеся каллиграфы, Профессия каллиграфа.

 

Поскольку трактаты составлялись каллиграфами, они позволяют ощутить феномен сакрального арабского письма изнутри. Мастера каллиграфии дают наставления своим последователям, излагают каноны и традиции письма, основы духовного опыта каллиграфа, также затрагивая проблему возникновения почерка. В трактатах подробно изложены правила составления рукописной книги: "Четкий почерк", "О приготовлении чернил", "О распознавании [качеств] калама", "О распознавании бумаги", "О цветах бумаги", "Об ахаре и нанесении его на бумагу", "О качествах перочинного ножа", "Об очинке калама", "Отнокительно най-ката", "О пробе калама", "О переписке с помощью мистара". Наряду с описанием технических приемов, большое внимание в трактатах уделяется нравственным правилам, касающимся жизни и поведения каллиграфов - "О распределении времени и поведении каллиграфа".

 

«В большинстве «Трактатов» приводится легенда о происхождении письма, согласно которой его изобретатель – создатель первого почерка «куфи» - был халиф Али ибн Абу-Талиб» ¹.

 

О происхождении живописи упоминается в "Уставе цеха живописных дел мастеров": «Если кто спросит, от кого живопись, дай следующий ответ: [от] Мухаммада, избранника Божьего, да благословит его Господь и да пошлет ему мир. Потому что [во время] постройки мечети Медины Всевышний Господь  приказал Джибраилу, чтобы [он], сойдя к Мухаммаду, передал [ему повеление] украсить священную мечеть Медины. Хазрат Джибраил, принеся тридцать две краски, вручил их Мухаммаду и обучил его живописи»².

 

«Дуст Мухаммад называет Али ибн Абу Талиба первым, «кто рисунком и позолотой увеличил красоту письма». Автор трактата знает, что религиозная традиция запрещает изображения человека, но считает этот запрет формальным, не согласным с деяниями пророков: «И хотя внешне по закону шариата у изображения от стыда опущена голова, однако то, что извлекается из книг великих авторов [показывает], что корень этого дела уходит к его святейшеству пророку Даниилу»¹ .

 

В трактатах мы находим ряд правил, которые необходимо знать и соблюдать каллиграфу, переписывающему Коран. Переписка Корана подчас была делом целой жизни, годы уходили на овледение техникой письма. "Выдвигая положение "чистота письма - чистота души", средневековое мировоззрение предъявляло каллиграфу такие же суровые требования аскетизма, как и к собственно культовым деятелям. Это же мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов"³.

 

Интересно часто встречающееся в трактатах «указание на семь основ искусства. Так Кази Ахмед пишет: «Как в письме шесть каламов являются основой, так в этом искусстве (речь идет об изображениях. – Б.В.) также указываются семь основ: ислими, хатаи, фаранги, фасали, абр, акрэ, салами». Садик-бек пишет о семи основах, но применительно к орнаменту, называя: ислими, хатаи, абрэ, вагэ, нилуфар, фаранги, банд-е руми. В «Уставе цеха живописных дел мастеров» речь идет о семи обязанностях художника, среди которых главное место занимают религиозные и нравственные. Число семь является традиционным, связанным с магическими представлениями, сложившимися еще на Древнем Востоке. Что же касается самих названий "основ искусства", то здесь пока многое не ясно. Применительно к орнаменту в этих названиях видят определение вида узора в зависимости от мотива, лежащего в его основе (абр - облако) или от места происхождения (хатаи - китайский, фаранги - европейский)"¹. 


Из "Трактата по каллиграфии" Султана Али Мешхеди. Глава «О письме эмира правоверных Али», в которой говорится о возникновении самого известного арабского монументального почерка – куфи:


«До времени Царя пророков,
указывающего людям путь к развитию речи,
когда калам начал тупить кончик о письмо,
был почерк еврейский, и ма‘кали, Муртаза
открыл основу почерка куфи
и способствовал его развитию и процветанию.
И все другие почерка, которые мастера
Изобрели, знай, также из куфи.
Изобретатели, имена которых суть Ибн Мукла и Ибн Бавваб

Итак, сначала был Муртаза Али,
Так как он и во всех науках
По знанию для умных – имам наук…»

 

См. Выдающиеся каллиграфы.

 

¹Б.В. Веймарн, Искусство Арабских стран и Ирана VII - XVII веков. М., Искусство, 1974, С.19,20, 23. 

²Мастера искусства об искусстве, т. I, Средние века, М., 1965, С.150.

³Кази- Ахмед, Трактат о каллиграфах и художниках 1596-97/1005. // Введение, Перевод и комментарий п. Б.Н. Заходера, М.-Л., Искусство, 1947, С.36.   

 

 

 

 

 

 


[Трактаты по каллиграфии]