toppic
   

Тематические статьи / Стили письма
Курсивное письмо

Курсивное письмо
 
Во времена расцвета монументального куфического почерка постепенно появляются первые тенденции в сторону развития новых стилей на мусульманском Востоке (См. О почерке куфи.). Возникновение таких стилей приписывается определенным авторам, среди которых в первых рядах стоят знаменитые Ибн Мукла, Ибн ал-Бавваб и Йакут ал-Муста-сими (См. Профессия каллиграфа.). Ибн Мукла (4/10 в.) взял на себя инициативу кодифицировать каллиграфическое письмо, выводя пропорции почерка. Согласно системе Ибн Муклы пропорции букв арабского алфавита измеряются соответствующим для каждого элемента количеством модулей. Таким унифицированным модулем стала точка определенной формы, граненая в виде ромба. Другая единица измерения – первая буква арабского алфавита алиф. И третья – окружность. Именно Ибн Муклу принято считать автором первого систематического теоретического сочинения, посвященного знаменитой «шестерке арабских почерков». Это сочинение положило начало теории каллиграфии. В начале 5/11 века на смену Ибн Мукле пришел не менее знаменитый каллиграф Ибн ал-Бавваб. Именно в это время курсив приобрел особенную популярность, в том числе, используясь и в качестве коранического почерка и для монументальных надписей. См. Геометрические принципы основных стилей

В 7/13 веке работает третий знаменитый каллиграф Йакут ал-Муста‘сими. Период трех каллиграфов можно назвать периодом апогея курсивного почерка, и в большей степени, его самого знаменитого стиля – насхи. Во времена Мамлюков пропорции почерка постепенно утяжеляются, он приобретает утрированные формы, практикуется плотное переплетение вертикальных элементов, сто еще больше утяжеляет надписи. См. Выдающиеся каллиграфы, О суфиях-каллиграфах.  

В Иране и Турции возникают два направления в курсиве:

1.) Тщательная сегментация письменной строки на отдельные отрезки, которые располагаются один над другим под углом, наискосок, в виде своеобразных подвесок. Это направление развивалось под эгидой Илханидов и Тимуридов. В этом направлении работал истинный гений мусульманской каллиграфии Мир ‘Али из Герата.

2.) Методическое стремление к монументализации курсива применительно к крупным поверхностям. Это направление развивали родоначальник турецкой каллиграфии Шейх Хамд Аллах в 10/16 веке и Хафиз Осман в 11/17 веке. См. Турецкая каллиграфия.

Курсивные почерка, в конечном итоге, практически вытеснили монументальный стиль и господствовали на большинстве мусульманских территорий, используясь во всех сферах, где, так или иначе, требовалась каллиграфия. С 12 века они также проникают в сферу, которая находилась сугубо в ведомстве монументального почерка, в «святая святых» куфи, с этих пор широко применяясь для священных лапидарных надписей.

См. Ибн Мукла, Ибн ал-Бавваб, Йакут ал-Муста‘сими, Профессия каллиграфа, Единицы измерения

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.


 

 


[Магрибинские региональные стили]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Шестерка почерков]
[Возникновение региональных стилей]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[Основные стили Персии]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Школы куфического письма]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]