toppic
   

Тематические статьи / Стили письма
Школы куфического письма

Школы куфического письма

Существовали определенные школы куфического письма. Например, можно говорить о Сирийской каллиграфической школе или о Сирийской традиции. Для нее характерны следующие особенности: связки вытянутых вертикалей соседствующих букв в слове – например, связка двух букв лам в слове Аллах, что было совсем не характерно, к примеру, для Хурасанской школы 5/11 в. В Египте было распространено украшение букв цветочным орнаментом. Особого совершенства в этой технике достигли фатимидские мастера. Заслугой Фатимидской школы стала разработка в 9 веке карматского куфи. Умеренность в выборе художественных средств, уравновешенность элементов были характерны для почерков западных провинций империи. В Андалусии и Магрибе в 4/10 в., во времена расцвета Омеййадского халифата в Испании, наблюдается явление ярко выраженного художественного регионализма. См. Магрибинские региональные стили.

Уже начиная с 6/12 века, куфи стал играть исключительно декоративную, орнаментальную роль, постепенно устаревая, все реже используется. С этого времени, в основном, сфера использования куфи ограничена архитектурным декором. Если не касаться региональных стилей магрибинского куфи со множеством модификаций, в том числе и курсивного характера, то можно говорить об окончательной стадии эволюции куфи.

Короткие изречения, украшенные орнаментом, были распространены повсеместно. Однако никакого исторического содержания они, как правило, не несли, будучи символами  - краткими религиозными призывами или молитвенными формулами.

На закате эволюции почерка куфи возник новый стиль под названием «опрокинутый куфи», своеобразный гибрид куфи с элементами насхи. Скорее всего, сначала этот стиль распространялся в далеких иранских провинциях, как основное средство украшения бытовой утвари, керамики, а затем, приобретая новые региональные особенности, стал проникать на Запад исламского мира, завоевывая популярность, где и использоваться дольше всего. Именно этот стиль повлиял на развитие более поздних видов письменности в Магрибе.

См. Классификация ранних почерков.

Основной источник: Энциклопедия Ислама CD-ROM версия / The Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0 ,1999 Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands.

 


[Магрибинские региональные стили]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Шестерка почерков]
[Возникновение региональных стилей]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[Основные стили Персии]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Школы куфического письма]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]