toppic
   

Тематические статьи / Стили письма
Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея

Атрибуция отдельных листов Коранов из архива Э.Э. Херцфельда (Отдел Исламского искусства Метрополитен Музея).

Эрнст Эмиль Херцфельд (1879-1948) – один из самых знаменитых археологов и исследователей ближне-восточного и исламского искусства первой половины 20 в. Его записи, наброски, путевые журналы, снабженные акварелями и зарисовками, картами местностей, архитектурными планами и фотографиями, были приобретены Метрополитен Музеем в 1943 г. Большая часть архива посвящена раскопкам Э. Херцфельда, которыми он руководил с 1911 по 1913 гг., в г. Самарра, временной столице Аббасидских халифов.

Во время моей стажировки в Метрополитен Музее летом-осенью 2001 г., в процессе работы с самаррским архивом, между страницами одного из альбомов Э. Херцфельда, Франческой Леони  (Университет Принстона) было найдено семь отдельных листов ранних Коранов. Листы нуждались в атрибутировании, а поскольку в то время я занималась атрибуцией коллекции рукописных не иллюминированных коранических списков Отдела Исламского искусства Метрополитен Музея, то обнаруженные рукописи привлекли мое внимание. Все семь листов – фрагменты разных рукописей, которые относятся к раннему периоду развития арабской каллиграфии и условно датируются 9 в. н.э. Каждый лист представляет собой разновидность раннего арабского почерка, различия видны и во внешних характеристиках письма, и в масштабе. Фрагменты не иллюминированы, но основания говорить об отсутствии иллюминирования полных списков Корана нет, поскольку мы обладаем только отдельными листами. К тому же, в данных фрагментах отсутствуют заглавия сур, куда в более поздний период могли бы быть вписаны орнаменты, поэтому полученная информация, может быть, полезна в рамках исследования исключительно почерка куфи в контексте Ранне-Аббасидской письменной традиции.

Семь исследуемых экземпляров представляют собой листы пергамена. Помимо того, в архиве была найдена часть Корана, написанного на бумаге, представляющего пример более поздней каллиграфии 10 в. - 10 листов, в кожаном футляре, не переплетенные, описание которых не вошло в настоящую статью. Интересующие же нас фрагменты – примеры архаичного почерка, все листы горизонтального формата, что указывает на ранний период создания. Сразу возник вопрос, как именовать почерк, стиль – архаичный, монументальный, куфи или как-то иначе, - в связи с тем, что различными исследователями принята различная классификация. Поэтому в данном очерке показалось возможным предложить дополнительную классификацию, суммирующую предыдущие, чтобы избежать расхождений. См. Классификация ранних почерков, Типология коранического почерка, Ранние почерка, О почерке куфи.

В ранних куфических Коранах, как правило, диакритика имеет вид наклонных штрихов. Различные цвета использовались, чтобы отделить диакритику от огласовок, в основном диакритика отмечалась черными или коричневыми чернилами, а огласовки – красным, желтым или зеленым цветом. Конец стиха отмечался наклонными штрихами, а каждый пятый стих - кружком или буквой хā’ (ﻩ), поскольку буква хā’ имеет числовое значение «пять» по абджаду. В ранних списках не только не указывались названия сур, но и не отмечалось количество стихов в сурах.

Фрагменты, найденные в архиве Э. Херцфельда, представляют примеры нескольких ранних коранических почерков, начиная от курсивного архаичного типа, заканчивая «ярко выраженным монументальным куфи» или «пропорциональным куфи».

Сводный сравнительный анализ листов:

Во всех приведенных примерах, за исключением 7. Листа, подчеркнута монументальность, значительность буквенной единицы, настолько же самостоятельной, как единица слова. Практически во всех листах соблюдаются пустоты, равные между единицами-словами и буквенными единицами, и используется машк. Листы не иллюминированы, применяется линование, практически везде проставлены огласовки, и в большинстве - диакритика. На пергамене нет водяных знаков. По всем признакам можно судить, что листы были созданы приблизительно в один период времени. Хотя есть примеры уже сложившегося классического ярко выраженный монументальный куфи. В пользу предложенной гипотезы, что в ранний период мусульманской культуры почерк куфи мог быть как монументальным, так и курсивным, и «куфи» - это общий термин для определения ранних архаичных почерков, говорят одинаковые формы букв (включая курсивный почерк 7. Листа), а также «подчеркнуто разреженное письмо (в старейших куфических Коранах)» . Величина, формат, количество строк на странице (в монументальных – более строго определенное, в Коранах ярко выраженного монументального куфи - от 4-5 до 6-7, тогда как в курсивных - не было строгого лимита), соблюдение соотношений вертикали и горизонтали, машк - именно эти атрибуты почерка отвечали за курсивность или монументальность почерка куфи.

© А.С. Гриб. 


[Магрибинские региональные стили]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Шестерка почерков]
[Возникновение региональных стилей]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[Основные стили Персии]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Школы куфического письма]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]